16.01.2008

МЭРТ занялся репутацией России. Минэкономразвития представило в правительство концепцию продвижения российских брендов

Фото: Андрей Коротков/ВЗГЛЯД
Правительство всерьез озаботилось проблемой восприятия имиджа России. По мнению МЭРТ, сложившиеся негативные стереотипы влияют на конкурентоспособность российских товаров как внутри страны, так и за рубежом. Министерство разработало и представило в правительство проект концепции продвижения национального и региональных брендов на 2007–2008 годы. При этом какого-то дополнительного финансирования концепция не предусматривает.

МЭРТ представило проект концепции продвижения национального и региональных брендов России.

«Для успешного продвижения российских брендов не потребуется выделения дополнительных средств из бюджета»

Меры, предусмотренные документом, будут способствовать повышению неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Предполагается, что это ускорит рост экспорта и повлечет за собой дополнительный рост инвестиций.

Сейчас продвижение российских товарных брендов сталкивается с проблемами, поскольку сохраняются негативные стереотипы восприятия как страны в целом, так товаров и услуг российского происхождения. Из-за недостатка доверия к отечественному бизнесу российские товары проигрывают зарубежным конкурентам при сравнимом качестве и считаются менее престижными, считают в ведомстве Эльвиры Набиуллиной.

Наряду с поддержкой продвижения брендов отдельных российских предприятий (индивидуальные бренды) и брендов продуктовых групп по типу «российское программное обеспечение», «российские экологически чистые продукты питания» (коллективные бренды), государство нацелено на поддержку национальных (например, «сделано в России», «российское качество») и региональных брендов («вологодское масло», «курорты Краснодарского края», туристический бренд «Золотое кольцо»).

Начать планируется с мониторинга восприятия бренда России, выявления сильных и слабых сторон национального бренда и основных стереотипов восприятия образа страны.

Потом необходимо наладить эффективное взаимодействие с зарубежными СМИ, освещающими жизнь России. Предполагается устраивать регулярные встречи зарубежных журналистов с российскими чиновниками и бизнесменами, переводить больше документов и аналитики о стране.

Кроме того, авторы концепции хотят сформировать больше информационных интернет-ресурсов о России, в первую очередь для зарубежной аудитории.

Если говорить о продвижении российских коллективных брендов, то здесь упор предлагается сделать на туризме, производстве экологически чистых продуктов питания, высоких технологиях, в том числе разработке и производстве программного обеспечения.

При выходе российских предприятий на зарубежные рынки под своим брендом МЭРТ предлагает обеспечивать им информационную поддержку, привлекая, в частности, действующие государственные информационные каналы: РИА «Новости», ИТАР-ТАСС, Russia Today.

Этим предприятиям должны обеспечиваться представительства на международных мероприятиях (например, Санкт-Петербургском экономическом форуме, инвестиционном форуме в Сочи и пр.).

Для выполнения заявленных задач МЭРТ сформирует Межведомственную рабочую группу по продвижению брендов и Экспертный совет.

При этом авторы уверяют, что для успешного продвижения российских брендов не потребуется выделения дополнительных средств из бюджета. «Финансирование может осуществляться в рамках текущей деятельности органов власти и реализации федеральных целевых программ», – говорится в концепции.

Аналитики поприветствовали инициативу МЭРТ. «Инициатива правильная, поскольку необходимость назрела», – говорит управляющий партнер V-RATIO Business Consulting Олег Чернозуб. По его словам, использование брендинга порождает экономическую эффективность товаров и услуг.

«Государство поставило задачу оказать дополнительную поддержку российским производителям путем улучшения имиджа страны и превратить сдерживающий фактор в стимулирующий, – отмечает специалист. – Приоритет при продвижении остается за сильными брендами с экспортным потенциалом».

Зампредседателя «Деловой России» Елена Николаева отмечает, что «государство ставит задачу сделать то, что бизнесу невозможно сделать в одиночку, поскольку для продвижения российских брендов нужны усилия обеих сторон на систематической основе».

Ранее предпринимались разовые попытки, которые впоследствии затухали. «Консолидация предложений государства и бизнеса может дать кумулятивный эффект, – подчеркивает госпожа Николаева. – Чтобы мы не теряли свои разработки, чтобы наши бренды признавали за рубежом, нужна совместная работа МЭРТа, Министерства иностранных дел, ТПП и самого бизнеса, в том числе регионального».

Наталья Жогова

Взгляд