16.01.2008

"Почта России" потеряла кредиты. Заемщики реже погашают долги через ее отделения

Объем погашения банковских кредитов через "Почту России" вырос в прошлом году всего на 12% после роста в предыдущие годы на 79% и 90%. Исправлять статистику и выполнять поручение президента расширить доступ населения к финансовым услугам через почту придется новому руководителю "Почты России" Андрею Казьмину. Он сделает ставку на денежные переводы и привлечение банковских депозитов, считают эксперты.

По итогам 2007 года объем погашения банковских кредитов через отделения "Почты России" составил $7,9 млрд. Впервые за пять лет предоставления банковских услуг через "Почту России" рост этого показателя составил всего 12%. В 2006 году он увеличился на 79% -- с $3,9 млрд до $7 млрд, а в 2005-м -- на 90%.

Российская федеральная почтовая сеть насчитывает 84 филиала, 42 тыс. почтовых отделений, 415 тыс. сотрудников. Объем финансовых услуг почты в 2006 году составил $49,6 млрд. 58% из них приходится на выплату пенсий и пособий, 18% -- на денежные переводы, 14% -- на прием платежей, 10% -- на почтово-банковские услуги. Более 10 млн человек ежемесячно погашают банковские кредиты 30 банков в отделениях почты. Основная доля погашений -- 82% приходится на банки "Русский стандарт", Хоум Кредит энд Финанс Банк (ХКФ) и Инвестсбербанк.

Сокращение роста кредитных платежей через отделения связи банкиры объясняют развитием их собственной филиальной сети. "Развитие сети кредитно-кассовых офисов банка напрямую влияет на долю платежей, проходящих через почту, забирая на себя все больший объем",-- отмечает Наталья Докучаева, начальник управления стратегических коммуникаций ХКФ Банка.

Эксперты указывают, что на результаты "Почты России" повлияла общая ситуация на рынке кредитования. "Трудности с ликвидностью у большинства банков могли стать одной из причин снижения роста погашения кредитов",-- считает вице-президент Связь-банка Игорь Лысенко. По мнению экспертов, невысокая динамика объемов погашения кредитов через почту сохранится и в будущем. При этом более года назад Владимир Путин дал поручение расширить доступ населения к финансовым услугам через почту. Новому главе "Почты России" Андрею Казьмину предстоит выполнить эту задачу. На развитие какого вида банковских услуг делают ставку в самой "Почте России", пока неизвестно. По словам руководителя департамента информационной политики "Почты России" Ирины Механик, "в начале февраля должно состояться расширенное заседание коллегии Мининформсвязи, в котором будет участвовать в том числе господин Казьмин: он объявит итоги работы в 2007 году и согласует планы на развитие в 2008 году".

Эксперты считают, что Андрею Казьмину стоит сделать ставку на денежные переводы и привлечение депозитов через свои отделения. "Если говорить о росте объема финансовых услуг, то, думаю, почте нужно сделать ставку на конкуренцию с системами денежных переводов, чья стоимость услуг пока сравнительно ниже почтовой",-- отмечает старший аналитик "АнтантаПиоглобал" Максим Осадчий. Чтобы почта могла оказывать банковские услуги широкому кругу населения, а не только клиентам банков, необходимо утвердить изменения в 115-й ФЗ об идентификации клиента, добавляет Игорь Лысенко.

Однако, по мнению экспертов, новый руководитель "Почты России" в этом году займется модернизацией почтовой системы, на которую правительство планирует выделить 200 млрд руб. "Плачевное состояние большинства пунктов почты и проблемы качества связи делают почту неконкурентной. Сначала нужно отладить основные почтовые процессы, а потом насаждать банковские услуги",-- считает господин Осадчий.

Анна Ъ-Дорофеева

КоммерсантЪ