24.01.2008

Россияне потеряют интерес к автомобилям

Уже в 2011 году в России мо жет начаться спад продаж легковых автомобилей, прогнозирует Pricewaterhouse Coopers (PwC). К этому вре мени объем рынка достигнет 3,4 млн ма шин в год, а к 2020 году, по прогнозам экспертов, продажи упадут ниже уровня 2007-го.

В 2007 году российский рынок новых легковых автомобилей вырос на 35% в количественном выражении и достиг 2,79 млн машин, говорится в материалах PwC. В денежном выражении рост рынка был еще заметнее - на 67%, до $53,4 млрд. По словам партнера PwC Стэнли Рута, это наивысшие показатели роста автомобильного рынка в истории современной России.

За последние 15 лет в нашей стране наблюдается стабильный прирост парка легковых автомобилей, составляющий 1-1,4 млн в год, отмечает Рут. Однако если в 1990-е годы старые машины практически не утилизировались и продолжали использоваться, то начиная с 2002 года наблюдается резкое увеличение списания старых моделей. Та ким образом, не смотря на рост продаж, темпы увеличения парка машин не изменились.

Участники рынка уверены, что в ближайшие годы рынок продолжит развиваться. Однако, по словам Рута, через не сколько лет начнется плавный спад продаж автомобилей. "Это объективный процесс - во всем мире в период экономического подъема продажи автомобилей начинают расти, однако через некоторое время рынок насыщается. Даже если доходы населения продолжают увеличиваться, это не отражается на росте реализации машин",- говорит Рут. Как только количество эксплуатируемых в России автомобилей стабилизируется, продажи начнут падать. Период падения продлится несколько лет, после чего рынок достигнет равновесия, и продажи будут составлять 8% от парка автомобилей в год. Из них 6% будут замещать утилизируемые машины, а 2% пойдут в рост рынка. Именно такая ситуация наблюдается в развитых странах, говорит Рут.

В PwC выделяют два сценария развития российского рынка, основанных на макроэкономических прогнозах будущего страны. Согласно консервативному сценарию, пик продаж автомобилей придется на 2010 год, когда объем рынка достигнет 3,4 млн машин. Уже в 2011 году продажи начнут снижаться, а к 2020-му они упадут ниже уровня 2007 года. Оптимистичный сценарий предусматривает рост рынка до 2014 года, когда продажи превысят 5,5 млн.

Затем также последуют спад продаж и стабилизация на уровне 3,8 млн машин в год.

Остальные эксперты пока не разделяют опасений PwC относительно падения рынка.

Реализация машин будет расти как минимум до 2010 года, но и потом снижения продаж не произойдет, просто рост значительно замедлится, считает эксперт по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев.

По его словам, снижения продаж можно ожидать лишь в секторе подержанных машин. Аналитик ФК "Открытие" Кирилл Таченников также не склонен ожидать спада на рынке. Он уверен, что даже если это произойдет, снижение не превысит 5% в год и будет вызвано естественными колебаниями на рынке.

По какому сценарию будет развиваться российский автомобильный рынок, зависит, в частности, от числа автомобилей на 1 тыс. населения, оптимального для России, отмечает Рут. В Западной Европе этот показатель составляет 500 ма шин, в Восточной Европе - 350, в США - 750. В России сейчас на 1 тыс. человек приходится около 200 автомобилей.

Согласно консервативному сценарию, к моменту стабилизации рынка он достигнет 300 машин, согласно оптимистичному - 400. Однако, по мнению Рута, объем рынка может быть еще больше. По своим географическим особенностям и предпочтениям покупателей Россия ближе к США, чем к Ев ропе, считает Рут. У российского рынка есть потенциал для того, чтобы в перспективе обогнать японский, продажи которого составляют более 5 млн машин в год. Сейчас Япония занимает третье место в мире, уступая США и Китаю, однако к тому моменту ее могут обогнать Ин дия и Бразилия, в результате чего Россия станет пятым рынком в мире и первым в Европе, полагает Рут.

СЕРГЕЙ ИВАНОВ

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»