Купюра в дисководе. Росту продаж через Интернет в России мешает привычка граждан расплачиваться наличнымиМеждународная компания Nielsen провела исследование, посвященное изучению покупательского поведения потребителей в Интернете. Россия пока не относится к странам с развитой торговлей через Сеть. Наши граждане предпочитают платить наличными, а это приводит к дополнительным издержкам у продавцов. Ежегодный рост электронных продаж специалисты оценивают в 40%, но их было бы куда больше, если бы не пресловутый «нал». Россия пока далеко отстает от лидеров онлайн-шопинга. 77% россиян, пользующихся Интернетом, делали когда-либо покупки через Сеть. Но лишь 32% имеющих подобный опыт хоть раз прибегали к нему за последний месяц. А вот, к примеру, в Южной Корее за прошедшие 30 дней таких набралось 79%, в Великобритании – 76%, в Швейцарии – 67%. Первые места по популярности «сетевых» покупок во всем мире прочно занимают книги (41%) и одежда (36%). Далее идут DVD и игры (24%), авиабилеты (24%) и электронная техника (23%). В России книги тоже вне конкуренции (42%). Неплохо продаются техника (33%), диски с фильмами (29%) и музыкой (23%), а также программное обеспечение (23%). А вот на покупку одежды решаются лишь 19%. Для сравнения: в Германии за последние три месяца в Сети одевались 42% ее «юзеров», в Великобритании – 38%, в США – 41%. Но больше всего одежды приобретают через Паутину в Южной Корее (70%), за которой и в целом числится больше всего приверженцев онлайн-шопинга – 99% пользователей. Крайне редко в России покупают через Интернет продукты питания – лишь 8%. В среднем по миру этот показатель составляет 14%, а в лидерах идут японцы (36%) и китайцы (32%). Все большей популярностью пользуется онлайн-бронирование туров и отелей. А авиабилеты покупал, не вставая со стула, каждый четвертый интернет-пользователь в мире. Больше всего таких в Индии (70%), Ирландии (60%) и Объединенных Арабских Эмиратах (60%). В России же – всего 20%. Во многом это объясняется тем, что при покупке туров и авиабилетов в Сети, как правило, требуется кредитная либо дебетовая карта, а этот способ оплаты у нас пока трудно приживается. Большинство интернет-покупок наши граждане до сих пор оплачивают наличными: 59 против 21% использовавших безналичные системы. Вообще проблему оплаты товаров специалисты считают наиболее серьезным препятствием развития интернет-торговли. Антон Носик, руководитель службы блогов компании, рассказал «НИ»: «У нас нет инструментов платежа. Основная форма расчета – это оплата наличными курьеру при доставке. А все потому, что нет соответствующей юридической базы, нет законов. Те онлайн-магазины, которые принимают кредитные карты, делают это на свой страх и риск». Другая проблема, по мнению эксперта, связана с доставкой. «Каждый интернет-магазин вынужден иметь свою собственную службу доставки. На Западе для этого существует почта. У нас почта тоже есть, но как она работает!» – возмущается авторитетный специалист. Полностью разделяет его мнение и пиар-директор интернет-магазина Михаил Ятковский. «Если у нас 80% интернет-заказов оплачивается наличными, а 20% – по кредитной карте, то на Западе все ровно наоборот», – рассказал он «НИ». По словам эксперта, россияне не привыкли заранее оплачивать товар, который еще не увидели и не потрогали. «Слишком велик фактор недоверия! Не понятно, привезут ли заказанный товар, и что делать, если не привезут», – размышляет он. С другой стороны, г-н Ятковский находит объяснение и в объективных причинах – слабо развита платежная инфраструктура. Из-за этого возникают дополнительные сложности, связанные с формированием собственной курьерской службы и инкассацией. Между тем, несмотря на все эти проблемы, объемы продаж через Интернет, по словам г-на Ятковского, каждый год растут приблизительно на 30–40%, особенно это касается сегмента электроники.НАТАЛЬЯ КУКЛИНА Новые Известия |