Россияне отказываются от дешевых автоАнализ авторынка за последние несколько лет позволяет судить о том, как менялись предпочтения россиян и что им понадобится в ближайшее время. Подводя итоги года, российские аналитики не только составили рейтинг продаж, но выявили несколько тенденций. За последние два года россияне заметно переориентировались на автомобили меньшего размера, но вместе с тем перешли в новую, более высокую ценовую категорию. Наиболее активными темпами сегодня развиваются сегменты B-класса и, традиционно, внедорожники. Несмотря на то, что сегодняшний топ рейтинга продаж занимают седаны C- и B-классов, все аналитики отмечают явный спад интереса к С-классу. В качестве одной из причин указывается то, что B-класс более актуален, компактен и удобен для использования в растущих российских мегаполисах. Возможно, C-класс людям уже просто поднадоел – ведь к нему относился и относится до сих пор практически весь модельный ряд советского, а затем российского автопрома, а также большинство импортируемых иномарок. В это время стабильные темпы роста демонстрируют коммерческие автомобили и D/E-классы, поскольку имеют свою постоянную аудиторию. Не исключено, что с появлением российской модели GAZ Siber (D/E) доля этого сегмента увеличится за счет покупателей, заинтересовавшихся новинкой. Достаточно динамично растет средняя цена, которую покупатель рассматривает как приемлемую для покупки автомобиля. Так, по данным аналитического отдела “Рольф – Розница”, рассматривающим при анализе собственный портфель брендов, если еще два года назад основную долю рынка занимали автомобили стоимостью $6-10 тыс., то в 2007 году их число уменьшилось вдвое и рынок преимущественно начали делить три сегмента: $6-10 тыс., $10-15 тыс. и $15-20 тыс. Значительно выросла прослойка в ценовом диапазоне 20-25 тыс. долларов, подрос сегмент $25-30 тыс. Так, если еще два года назад покупатель, думая о покупке иномарки, старался уложиться в своих расчетах в $10-12 тыс., то в 2007 году он уже прикидывал гораздо больше. По данным “Рольфа”, в 2007 году средние цены на следующие марки составили: Mitsubishi – $23,8 тыс.; Hyundai – $18,9 тыс.; Ford – $16,9 тыс.; Audi – $64,8 тыс.; Mazda – $21,6 тыс.; Peugeot – $16,6 тыс.; Mercedes-Benz – $112,2 тыс.; а в 2008 году средние цены на Renault и Land Rover составят $12,6 тыс. и $65,2 тыс. соответственно. Аналитики “Рольфа” делают вывод, что рынок переходит от средней цены 10 тыс. долларов за автомобиль к средней цене 10-25 тыс. долларов. Доля автомобилей со средней ценой 10 тыс. долларов 25 тыс. долларов выросла с 25% до 50%. Как отмечает руководитель практики по предоставлению услуг компаниям автомобильной отрасли, партнер PriceWaterhouseCoopers Стэнли Рут, заметно возросла и доля расходов на автомобиль в располагаемых доходах населения (даже исключая выданные автокредиты). “Если в 2006 году доля расходов на автомобили составляла 4,38% от располагаемых доходов, то в 2007 году она возросла до 5,15%, несмотря на заметный рост средней цены автомобиля”, – комментирует эксперт. В качестве причин смены ценовых предпочтений прежде всего выступают высокая инфляция и бурное развитие автокредитования, темпы роста которого сегодня почти вдвое опережают рост самого авторынка. Вместе с тем история развития рынка и его намечающаяся стабилизация приводят к тому, что россияне перестают воспринимают автомобиль как средство передвижения и начинают большее внимание уделять комфорту, при заказе автомобиля выбирая довольно насыщенные комплектации. Некоторые эксперты считают, что уже в 2008-2009 году предпочтения россиян закрепятся на уровне 25-30 тыс. долларов. Не исключено, что так и будет: большинство автопроизводителей, заложивших заводы в России, не собираются снижать цены на машины местной сборки. По предварительной информации, средняя цена новых русских иномарок будет колебаться в ценовом диапазоне $18-25 тыс. Елена КостяковаAUTONEWS.RU |