Олег Панов: «Креативность – залог суверенности». Один из пионеров рекламного бизнеса в России обещает информационную революцию в обществе
О сути этого подхода и о новой эре в развитии информационного пространства Панов рассказал в эксклюзивном интервью газете ВЗГЛЯД. – Олег, ваше агентство позиционирует себя как intelligent advertising – «умная реклама». Это потому, что пользуется в своих презентациях такими философскими терминами, как «холистический»? «Чтобы не быть рабами потребления («потребунами»), мы должны иначе строить коммуникацию между собой» – Умные слова мы действительно любим. Хотя в слове «холистический» (целостный, объединяющий) ничего особо сложного, в общем-то, нет. Но дело не только в желании поумничать. Умная реклама – это реклама, «по-умному» соответствующая современным веяниям. Ведь что такое реклама?
– Двигатель торговли!
Реклама – это один из инструментов интеграции в мировую экономику. Она способствует (точнее, должна способствовать) внедрению высоких технологий, росту экономики, развитию культуры потребления. И, как следствие, развитию национального самосознания. Это, если хотите, такой бескровный аналог «маленькой победоносной войны». Добившись успехов на этом направлении, мы получаем серьезные аргументы и для национальной гордости, и для наращивания веса нашей страны в мировых делах.
– Как-то это странно звучит. Где реклама, а где национальная гордость?
И здесь важно понять, что мир за последние годы кардинально изменился. Посмотрите, сколько возникло новых каналов коммуникации. Насколько устарело старое деление по социально-демографическим признакам. Ведь сейчас, чтобы продать большую часть товаров, уже не очень важно, каков уровень доходов потенциального покупателя. Почти все товары доступны большинству.
Поэтому для рекламиста важно скорее не то, сколько у потребителя денег, а в каком настроении он в тот момент, когда ему предлагают товар.
– То есть важно не то, насколько богат потребитель, а то, «сова» он или «жаворонок»? – И это тоже. Но еще важнее понимать, в каком настроении он в тот момент, когда к нему адресуется реклама. Только что проснулся? Едет на работу? Находится на работе? Вернулся домой?.. Что он намерен делать? Надо исходить из поведенческих моделей. Это и означает быть релевантным: знать, как будет вести себя человек в тот или иной момент. И соответственно выбирать способ влияния на него. Надо понимать, насколько и к чему восприимчив потребитель и насколько предоставляемая информация отвечает его ожиданиям.
– А если вы предлагаете потребителю какой-то новый товар, о котором он ничего не знает? Как узнать, захочет ли человек того, что ему неизвестно?
Я убежден, что для производителя рекламы самое вредное – чувство удовлетворения, чувство уверенности в своем знании потребителя. Мы всегда должны видеть, что стакан наполовину пуст. Мы обязаны все время искать новое.
Понимаете, время строгих пирамид уходит. Большие самоуверенные корпорации, работающие по штампам, наработанным за десятилетия, расползаются. Им все труднее удерживать ситуацию. Они по природе своей не могут быть достаточно гибкими, чтобы откликаться на изменения общества.
– Так что, больших рекламных компаний скоро не станет?
– Не станет таких, какие они сейчас. Новые структуры должны будут иметь другую «кристаллическую решетку». Это как графит и алмаз – и то и другое суть разновидности углерода. Но первый – сыпучий и хрупкий, а второй прочен. «Кристаллическая решетка» нового информационного пространства должна быть такой, в которой каждый элемент связан с каждым. Мы называем такую структуру «инфокоммуникационным обществом».
– Звучит громко. А что это значит?
Сейчас так жить нельзя. Общество требует инноваций. Чтобы не быть рабами потребления («потребунами»), мы должны иначе строить коммуникацию между собой. Не через пирамиду, а в плоскости. Причем постоянно предлагая нетривиальные решения.
Приведу характерный пример – изобретение магнитофонов Walkman. Все началось с того, что президент компании Sony, любивший бегать по утрам, поставил перед своей корпорацией задачу: придумать такой магнитофон, который можно было бы брать с собой на утренние пробежки. От работников Sony потребовалось немалое напряжение – и они решили проблему. Сейчас решение кажется очевидным: просто отказались от усилителя (а зачем он нужен, если есть наушники?), – но это сейчас! А тогда от изобретателей потребовался выход за рамки очевидного…
Вот это важнее всего. Чтобы новая модель работала, нужна повышенная креативность. Конечно, нельзя никого научить быть креативным. Это от Бога.
– Талант, как деньги, или есть, или нет…
– Вот именно. Но можно создавать условия, чтобы креативность развивалась. Стимулировать ее. Можно сказать, принуждать быть креативными.
Причем это касается не только и не столько изготовителей рекламы, сколько рекламодателей. Надо преодолевать косность рекламодателя.
Это задача государственного значения. Ведь развитие креативности ведет к росту инфокоммуникационного общества, а такое общество обречено на лидерство.
Можно сказать, что креативность – залог суверенности.
– Получается, что Micromegas замахивается ни много ни мало на настоящую информационную революцию в России. Хватит сил?
В понедельник, 11 февраля, у Олега Панова юбилей. Газета ВЗГЛЯД поздравляет его и желает творческих и деловых успехов. |
||