04.03.2008

Встретимся у колонны. Информационными стендами в московском метро практически никто не пользуется

Полосатые столбы почти никак не повлияли
на жизнь столичной подземки.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Недавно исполнился год, как на всех станциях столичной подземки заработали колонны экстренного вызова. Аппарат объединяет в себе две функции: справочного бюро и пункта вызова милиции. Однако ни с той, ни с другой обязанностью колонны хорошо не справляются. Нередко операторы отказываются предоставить москвичам информацию, а даже если и соглашаются, то их слова сложно разобрать из-за шума метро. Эксперты сомневаются в целесообразности установки этих аппаратов. Город потратил 94 млн. рублей на обеспечение системы передачи информации, а вот очередей к колоннам все не наблюдается. Москвичи по-прежнему считают колонну декоративным элементом вестибюля.

Горожане уже успели привыкнуть к красно-синим железным колоннам, которые установлены на каждой станции столичной подземки. Столичные власти убеждены: аппараты уже оправдали потраченные на них деньги. «Множество людей испытывает дискомфорт, спускаясь в метро, они не чувствуют себя в безопасности под землей, – рассказала «НИ» председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко. – И когда они понимают, что на каждой станции могут получить помощь: вызвать врача, милицию, или получить справку, им становится намного легче».

В пресс-службе метрополитена рапортуют: информационный сервис колонн работает как часы. «Запрос пассажира обрабатывают операторы, которые сверяются с интерактивными картами и дают полный и исчерпывающий ответ», – пояснил «НИ» начальник пресс-службы метро Дмитрий Головин.

Впрочем, с этим утверждением можно и поспорить. «Я позвонил по такой колонне на станции метро «Черкизовская», где был в первый раз, – рассказал «НИ» москвич Андрей Иванников. – Мне надо было узнать, куда лучше выйти, чтобы попасть на нужную мне улицу. Однако оператор мне сказала, что на такие вопросы они не отвечают. Пришлось искать дорогу наугад, опрашивая местных жителей. В итоге я опоздал на важную встречу». Еще один минус – большая часть информации заглушается шумом прибывающих поездов, так что понять, о чем говорит оператор, очень непросто.

На сигналы о крупных и мелких преступлениях, совершенных под землей, реагируют операторы Ситуационного центра УВД на Московском метрополитене. Как рассказала «НИ» Инна Святенко, москвичи в основном сообщают о попрошайках, драчунах и любителях алкоголя. «Обращаются не обязательно по криминалу – частенько говорят, что уронили какую-то вещь на пути, – пояснил «НИ» Дмитрий Головин. – Или человеку плохо стало, а дежурного по станции искать времени нет, тогда операторы вызывают «скорую». Но все же на «тревожную» кнопку жмут намного реже, чем на справочную».

Сотрудники столичной подземки связывают непопулярность красной кнопки с тем, что на каждой станции полно милиционеров, а вот справочных киосков – ни одного. Впрочем, сами москвичи видят причину в другом. «Смысла в этих тревожных кнопках нет, – убежден москвич Юрий Кочкин. – Допустим, идет драка в метро после футбольного матча. Сбежались, подрались минуты три, сразу же разбежались в разные стороны – в «обезьянник» загреметь никому не хочется. Пока кто-то нажмет на кнопку, пока милиция доберется до места происшествия… Да и потом, что могут сделать два милиционера, когда тридцать на тридцать парней машут кулаками? Разве что мирные переговоры попытаться провести».

Спору нет, такие аппараты нужны и важны. Другое дело, что колоннами практически никто не пользуется. «Из-за огромного пассажиропотока, плохой вентиляции и ужасной давки пассажирам в метро часто становится плохо, – пояснила «НИ» председатель профсоюза работников Московского метрополитена Светлана Разина. – Тут от нажатия кнопки SOS бдительным пассажиром зависит жизнь человека, но люди сейчас стали равнодушными и просто проходят мимо. По идее, за всем этим и так должны следить сотрудники подземки. Но, например, милиция, которая должна курсировать по станции, отсиживается у себя в комнате или стоит на входе, проверяет документы».

Впрочем, дело не только в равнодушии россиян. Из-за недостаточной популяризации сервиса большинство гостей столицы даже не догадываются об истинном назначении колонн.

«О том, зачем они нужны, я узнал только несколько месяцев назад, – рассказал «НИ» петербуржец Василий Худин. – До сих пор я был уверен, что это какой-то архитектурный элемент метро, который обозначает центр зала». Вот и получается, что колонна экстренного вызова, стоящая аккурат в центре зала, все чаще используется как ориентир для встреч.

АННА СЕМЕНОВА

Новые Известия