05.03.2008

Кризис бьет по колесам. В США падают объемы продаж автомобилей


Американцы все менее активно покупают новые автомобили: в феврале общий объем продаж в этом секторе снизился на 6,3%, до 1,18 млн штук. Основными причинами сокращения спроса эксперты называют рост цен на бензин и замедление темпов роста экономики США в целом. Как сообщает Bloomberg, продажи автомобилей в США в 2008 году опустятся до 15,5 млн штук, что станет самым низким результатом с 1998 года.

По итогам прошлого месяца наибольшие потери понесла «детройтская тройка» ведущих производителей: General Motors Corp (GM), Ford Motor Co и Chrysler LLC. Объем продаж легковых автомобилей Chrysler упал на 14%, General Motors - на 12,9%, Ford - на 6,6%. Руководство GM и Ford уже объявило о сокращении производственных планов в Северной Америке на второй квартал из-за падающего спроса на 5,4 и 10% соответственно. Chrysler обещал представить новую программу, направленную на стимулирование сбыта продукции компании.

По словам эксперта Лондон­ской школы экономики и Манчестер­ской школы бизнеса Тома Киршмайера, падение продаж американских автомобильных гигантов закономерно. «С одной стороны, высокие цены на топливо толкают людей к приобретению небольших автомобилей, - сказал РБК daily эксперт, - с другой - сказывается близость экономики США к рецессии». Аналитик не удивлен, что GM и Ford сокращают производственные планы.

Рядовых американцев отпугивает дороговизна топлива. В среднем цены на бензин в США в феврале выросли на 5,9%, до 3,17 долл. за галлон. С учетом того что мировые цены на нефть ставят все новые рекорды, уверенно перевалив за отметку в 100 долл., дальнейшее подорожание горючего в США вполне вероятно. «Потре­бители понимают, что в условиях кредитного кризиса на рынке жилья покупка дорогих товаров - не самый лучший способ вложения, - сказал РБК daily эксперт Ин­ститута транспорта при Мичиганском университете Брюс Белзов­ски. - Они сейчас могут обратить внимание на рынок подержанных машин».

Вместе с тем руководители компаний США настроены оптимистично, ожидая улуч­шение ситуации с продажами уже во второй половине 2008 года. Правда, они вынуждены признать, что нынешний кризис ударяет в первую очередь по американским производителям, нежели по их зарубежным конкурентам. На прошлой неделе президент Chrysler Джим Пресс заявил, что «детройтской тройке» не удастся помешать иностранным компаниям занять более половины автомобильного рынка в стране.

Многие из японских и европейских производителей дейст­вительно пока чувствуют себя достаточно уверенно в условиях американских экономических неурядиц: по итогам февраля Honda показала здесь рост продаж на 4,9%, Nissan - на 1,2%, Mercedes-Benz - на 7,3%, Volkswagen - на 1,2%. Однако падение спроса на автомобили в США все же неизбежно затронет и зарубежные корпорации, уверены эксперты. Toyota Motor в феврале уже неприятно удивила, показав снижение продаж на 2,8%, хотя аналитики ожидали ее дальнейшую экспансию на американском рынке.

По мнению г-на Киршмайера, с серьез­ными проблемами в США в ближайшее время столкнутся и европейские автомобильные компании. Для европейцев угрозу представляет продолжающееся снижение курса доллара по отношении к евро, что делает их продукцию менее конкуренто­способной, отметил эксперт.

ВЛАДИМИР ПАВЛОВ
РБК Дейли