06.03.2008

Золотая шайба. Российский рынок спорттоваров растет, но сильно отстает от западного

По последним экспертным оценкам, российский рынок спортивных товаров увеличился за год примерно на четверть. По темпам роста он опережает американский и европейский, но по объемам уступает рынку США в 30 раз. Причина, в общем, понятна. По официальным данным, спортом в России занимается всего 10% населения. А независимые эксперты уверяют, что реальная цифра намного меньше.

На сегодняшний день объем всего спортивного рынка России оценивается в 3,5 млрд. По прогнозам экспертов, в обозримом будущем он может увеличиться до 9 млрд. При этом ожидается, что уже к 2011–2012 годам при условии сохранения высоких темпов роста, наращивания импорта и своего производства этот рынок будет полностью насыщен. Тем не менее и тогда мы будем сильно отставать от Европы и Америки. Сейчас же разрыв просто гигантский: в США средний гражданин тратит на спорттовары примерно 330 долларов в год, в ЕС – 85, а в России – 21 доллар.

Основа западного рынка – «богатые» виды спорта. Мало того, что у нас интерес к ним появился сравнительно недавно, они до сих пор остаются практически закрытыми для большинства населения. Гольф, большой теннис, горные лыжи – удел немногочисленной элиты, которая в состоянии платить за дорогостоящие аксессуары и экипировку. В России тон задает так называемый бюджетный игровой спорт (футбол, волейбол настольный теннис), который дешев для потребителей, но не выгоден для производителей.

Эти различия определяют и разницу в структуре спортивных затрат. У нас в стране основные деньги тратятся на обувь и нехитрый инвентарь, и лишь 10% – на тренажеры. В США все наоборот: 45% – тренажеры, 35 – инвентарь и 20% – одежда и обувь. Россияне покупали бы, конечно, спорттовары посовременнее и покачественнее, но не хватает денег. А дороговизна объясняется в немалой степени тем, что 90% предложения на нашем рынке – это импорт.

Спрос у нас ограничен и по другой причине. По официальной статистике, сегодня спортом в России занимается всего 10% населения. При этом независимые эксперты уверяют, что эти данные сильно завышены. Специальная федеральная программа предполагает, что до 2015 года число спортсменов и физкультурников вырастет в стране втрое. Планируется также, что в ближайшие три года средний россиянин будет тратить на спортивные нужды не 21, как сейчас, а 40 долларов в год. Однако независимые эксперты сомневаются, что эти прогнозы сбудутся, напоминая о грядущей демографической яме, которую вырыла стране низкая рождаемость 90-х годов прошлого века. Расчет же на вовлечение в бег и прыжки «тех, кому за…» с точки зрения спортиндустрии тоже вряд ли что-нибудь даст: заботящиеся о своем здоровье пенсионеры потребляют минимум товаров отрасли – денег нет.

Специалисты убеждены: нужно развивать детский и юношеский спорт, который находится в плачевном состоянии. Четверть школ не оборудована спортивными залами, множество площадок используют под стоянки автомобилей, а стадионы сегодня нередко берут плату за занятия. Дефицит спортивного инвентаря и экипировки отмечается повсеместно, надлежащим образом оборудована лишь половина спортплощадок, подсчитали в Роспотребнадзоре. Однако для того чтобы исправить ситуацию, нужны в первую очередь инфраструктурные инвестиции, которые должны прийти от государства и бизнеса. Обычному физкультурнику этих проблем не решить

Новые Известия