10.04.2008

Геополитике нужна еда. Европейцы ищут способы предотвращения надвигающегося продуктового кризиса

Растущие цены на продукты питания грозят возникновением беспорядков в различных частях мира и угрожают политической стабильности многочисленных стран, заявил вчера координатор ООН по программе оказания экстренной помощи Джон Холмс. По его оценке, мир стоит на пороге углубления «продуктового кризиса», который увеличит общую геополитическую нестабильность. В этих условиях европейские экономисты предлагают создать Всемирную организацию сельского хозяйства как гаранта и регулятора стабильности свободного рынка. Российские эксперты в продуктивность этой идеи не верят.

Растущие цены на продукты питания уже вызвали волну беспорядков в различных частях мира. На прошлой неделе в Гаити в ходе «продуктовых» протестов погибли 4 человека. Потом волна манифестаций прокатилась в Камеруне, Йемене, Индонезии, Сенегале, Мавритании, Мозамбике и Кот- д’Ивуаре. По международным экспертным оценкам, мировые совокупные цены на продукты выросли за последние 12 месяцев в среднем на 40%. ООН предупреждает: продуктовый кризис увеличит общую геополитическую нестабильность.

Между тем специалисты парижского исследовательского центра Momagri представили в Европейский парламент первичный проект новой экономической модели, в которой, по мнению экономистов, «принимается во внимание особый характер сельского хозяйства». Эксперты пришли к выводу, что свободная торговля не способствует стабилизации цен, а, напротив, увеличивает их нестабильность. Французы критикуют «стандартные» решения проблем во многих странах, будь то сокращение таможенных пошлин, создание национальных поощрительных программ и введение экспортных субсидий. Они ратуют за создание еще одного наднационального органа, помимо ФАО и ВТО. Всемирная организация сельского хозяйства должна гарантировать существование свободных рынков путем их регулирования на международном уровне.

Эксперты аналитической компании «СовЭкон» недоумевают, для чего нужна новая организация. Как пояснили «НИ», каждая страна вырабатывает собственные механизмы регулирования рынка, отталкиваясь от своих «особенностей». Например, Австралия и Канада экспортируют зерно через монополии. В странах ЕС практикуется выдача экспортных лицензий, таким образом, государство выплачивает определенные «компенсации» компаниям. В России с введением запретительных пошлин на зерно, молоко и растительное масло, действует механизм внешнего регулирования. До него действовали закупочные товарные интервенции, но сейчас они не востребованы. Государство «отслеживало» производство зерна и, исходя из этого, выходило на его рентабельность. Потом само устанавливало цены, по которым готово закупать сырье. Но когда «официальная» госцена равняется 5 тыс. руб. за тонну продовольственной пшеницы, а эксперты прогнозируют 7 тыс., механизм быстро сходит на нет.

Научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Игорь Фоминский тоже плохо представляет перспективы Всемирной организации сельского хозяйства. «Все это маловероятно, потому что при создании такой организации столкнутся интересы разных стран, ведь кто-то хочет увеличивать экспорт, а кто-то – «получать» дешевый импорт», – рассказал «НИ» специалист.

По его словам, крупные экспортеры, прежде всего США, Канада, Аргентина и Австралия, заинтересованы в расширении продажи зерновых. Но сейчас им постепенно «перебегают дорогу» европейские страны, например, Великобритания. Развивающиеся страны, которые были не в состоянии покупать сырье и продовольствие, обзавелись сегодня большими деньгами. Это в первую очередь касается Индии и Китая, где активно увеличивается спрос на продукты питания, особенно на животную пищу – молоко и мясо. «Как гипотетическая организация будет регулировать рынок и кому от этого будет лучше – непонятно. Развитые страны заинтересованы в свободной торговле, они борются за рынок. Развивающиеся хотят получать продовольствие, и свободный рынок в этом им не препятствует», – считает г-н Фоминский.// ЕЛЕНА ЗИБРОВА

Новые Известия