13.05.2008

Сахарный рынок дорос до брэндов. Торговая марка повысит доверие к продукту и увеличит капитализацию компаний-производителей

Фото:edimdoma.ru
Ведущие российские производители сахара московский "Продимекс" и петербургский "Евросервис" готовят к запуску сахар сложных форм под собственными брэндами. Пока на российском рынке такой продукт местными производителями практически не представлен. Компании рассчитывают, что сахарные деликатесы будут приносить 3-4% от общей прибыли. Аналитики дают хороший прогноз новому направлению, отмечая рост спроса на такой продукт со стороны отелей и заведений общепита, которые станут основными потребителями нетрадиционного сахара.

 

Как рассказал Ъ генеральный директор группы компаний "Евросервис" ("Сахарная компания", входящая в "Евросервис" является вторым в стране по объемным показателям производителем сахара — около 14% рынка) Давид Эпштейн, в ближайшее время будет подписано соглашение с крупной немецкой компанией о поставке оборудования для производства новых видов продукции. "Мы хотим расширить ассортимент выпускаемого сахара. В Германии, например, ассортимент сахара, производимого только одной фирмой, насчитывает порядка 200 единиц. Наши же потребители покупают сахар в весьма ограниченных типах упаковки: сахар-рафинад, пакетированный песок и сахар в мешках по 3 кг, 5 кг, 25 кг. Мы начинаем работать с известным немецким производителем, создавать новые виды продукции и упаковки, например, сахар круглыми крупинками", — сообщил господин Эпштейн.

 

О своих планах начать производство нестандартного сахара Ъ заявил и руководитель торгового департамента группы "Продимекс" (доля компании на сахарном рынке — 18%) Виктор Алексахин. "Насколько мне известно, весь сложный с технологической точки зрения сахар, например леденцовый или на палочке, завозится из-за границы. Сейчас мы разрабатываем свой брэнд, под которым будет выходить как импортируемая нами, так и собственная продукция такого типа", — рассказал господин Алексахин. По его словам, экзотический пока сахар может принести компании 3-4% от общей прибыли. Господин Алексахин отмечает, что потребление мелкофасованного сахара растет и доля нетрадиционных форм продукта будет также возрастать.

 

В сахарной компании "Разгуляй" — третьей по объемам поставок в Россию сахара — рассказали, что собственная марка и новые виды продукции рассматриваются только в долгосрочной перспективе. В ближайшее время "Разгуляй" продолжит выпускать исключительно сахар-песок в мешках по 50 кг, ориентированный главным образом на промышленные производства. Действия производителей совпадают с ситуацией на рынке потребления. По словам аналитика Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Светланы Абузаровой, годовое потребление сахара в России в 2008 году составит 5,9 млн тонн, что превзойдет показатель 2007 года на 100 тыс. тонн. По ее словам, прирост произойдет за счет увеличения потребления сахара в промышленности и HoReCa. Ежегодное потребление сахара в Петербурге, по самым скромным оценкам, составляет около 250 тыс. тонн, около 7,5 тыс. тонн может прийтись на высокотехнологичный и дорогостоящий продукт. Эксперты считают, что цена такого продукта может превышать цену на обычный сахар-песок более чем в десять раз. Таким образом, оборот только петербургского рынка отечественного сахара сложных форм может составить более 2 млрд рублей.

 

В ООО "Невский сахар Петербург", крупном дистрибьюторе в том числе экзотических форм сахара в России под маркой "Вестов", наблюдают значительный рост спроса на нетрадиционные сорта. "Пять лет назад классический белый сахар составлял 99% наших продаж, сейчас примерно 70%", — делится своими наблюдениями представитель "Невского сахара Петербург".

 

"Сахар — это продукт, сделанный химическим образом, имеющий стандартный вкус. Некоторые считают, что сырцовый сахар слаще, но для технолога сахар есть сахар. Производитель может выделиться только за счет цвета и формы кристалла, дизайна упаковки", — утверждает госпожа Абузарова.

 

По словам президента брэндингового агентства Depot WPF (разрабатывавшей марку "Русагро" "Чайкоффский") Алексея Андреева, увеличение доходности сахарного бизнеса произойдет за счет роста доли брэндированной продукции. "Благодаря наличию в портфеле нескольких брэндов, компания увеличивает свою капитализацию. Элеватор на 500 тыс. тонн зерна для инвестора-экономиста звучит непонятно, а брэнд с хорошими репутацией и продажами — это уже кое-что. Брэндированность товара повышает уровень доверия к нему покупателя. Кроме того, торговые сети заинтересованы в работе с брэндированным продуктом, хотя они и создают private labels, но пока что собственные марки не доминируют", — считает господин Андреев. По словам президента Depot WPF, сахар не нуждается в массовой раскрутке через масс-медиа, но и одной только красивой упаковки недостаточно. "Создание сахарного брэнда заключается в основном в поиске привлекательного атрибута для расфокусированной группы потребителей и обойдется производителю до $100 тыс.", — дал свою оценку Алексей Андреев.

 

Анастасия Гордеева

КоммерсантЪ