Летательный исход. Из-за запредельных цен на авиакеросин дорожают билеты и падает качество сервисаВчера специалисты рынка авиакеросина обсуждали причины взлета его стоимости. По их оценкам, хотя недостатка топлива страна не испытывает, его цена в российских аэропортах выше, чем в импортирующей «горючку» Европе. Они объясняют такую ситуацию тем, что из-за отсутствия конкуренции и госрегулирования узкий круг поставщиков авиакеросина может устанавливать на него какую угодно цену. Результат – рост затрат авиакомпаний, подорожание билетов и снижение качества сервиса. С середины прошлого года цена авиационного керосина в стране выросла почти вдвое. Сейчас в аэропортах московского авиаузла он продается по цене более 36 тыс. руб. за тонну. Примечательно, что страны еврозоны топливо импортируют, но цены там ниже российских. Так, в западноевропейских аэропортах на начало июня авикеросин предлагался в среднем по 1270 долларов (29,9 тыс. руб.) за тонну. В результате специалисты вынуждены констатировать: для отечественных авиаперевозчиков заправляться в Европе стало дешевле, чем в родной стране. «Цена авиакеросина в стране определяется нерыночными механизмами. Нет ни превышения спроса над предложением, ни дефицита топлива, – заявил председатель подкомитета по топливу Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Островский. – К тому же нельзя увязывать рост стоимости керосина с повышением мировых цен на энергоресурсы. Многие заинтересованные лица хотят свалить все на подорожание нефти. Но посмотрите на Венесуэлу – там литр автобензина стоит 4 цента. Возможность для регулирования всегда есть». По словам г-на Островского, главная причина подорожания авиатоплива – монополизм. Керосин в России не торгуется через биржу. Его можно получить, лишь заключив контракт с топливной компанией. При этом поставщик сам устанавливает цену, по которой продаст керосин. Альтернативы у авиакомпаний нет: в стране существует узкий круг поставщиков, работающих на определенных территориях. А заключить контракт с любым другим поставщиком тоже невыгодно – логистические затраты, в частности на транспортировку, будут огромны. «Рыночных отношений в сфере продажи керосина в стране не существует. Есть ряд монополий, цены которых не регулируются государством. Поэтому монополисты устанавливают завышенные цены на авиакеросин», – подтвердил диагноз президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. Специалист отметил, что к монополизму в оптовом сегменте прибавляется монополизм в розничном секторе. В большинстве аэропортов страны работает только один топливозаправочный комплекс (ТЗК), а когда нет конкуренции, рост цен неизбежен. При этом топливные компании все активнее стремятся получить под контроль ТЗК, то есть помимо права оптовых иметь право розничных продаж. Евгений Островский добавил, пока у нас нет рыночных отношений или госрегулирования цен монополистов, на снижение стоимости топлива надеяться нельзя. Поэтому прогноз на ближайшее время неутешителен: дальнейший рост расходов отечественных авиакомпаний на топливо. Сейчас это более 50% общего объема расходов, тогда как зарубежные коллеги укладываются в 25%. А раз керосин опять будет дорожать, то, по словам экспертов, нас ждет дальнейший рост цен на билеты, снижение качества сервиса, увеличение числа задержанных рейсов. По данным г-на Смирнова, в России и без того самый низкий коэффициент подвижности населения воздушным транспортом, сейчас он составляет 0,29 пункта. Для сравнения: в Германии – 0,9, во Франции – 1, в Великобритании – 1,6, в США – 2,5. А ведь там, в отличие от нас, еще и автодороги прекрасные, так что не везде «только самолетом можно долететь». «В прошлом году авиакомпании США перевезли 800 млн. пассажиров, российские – жалкие 45 млн. А с такими тарифами и ценами доступ населения к воздушному транспорту будет еще ниже», – прогнозирует эксперт.АНДРЕЙ ДОЛГИХ Новые Известия |