Приторная жизнь. Гламурный бизнес растет в стране в пять раз быстрее, чем вся российская экономика
Как бы то ни было, торговля одеждой, обувью и аксессуарами – второй по величине и темпам роста сегмент российского ритейла (после продуктового). В 2006 году объем рынка одежды составил 20–25 млрд. долларов, из которых 10–12 млрд. пришлось на Москву. При этом потребление плодов гламурной моды, пусть и диспропорционально между столицей и регионами, растет. По подсчетам экспертов, на первом этапе инвестиции в создание модной коллекции и в ее показ составляют порядка 50–100 тыс. долларов. А для того, чтобы запустить полноценный Дом моды, в России необходимо как минимум 2–3 млн. «зеленых». Но, по словам Анны Лебсак-Клейманс, открытие люксового Дома моды с линией pret-a-porte – это низкорентабельный и высокорискованный проект, который требует «долгих денег». «Гораздо более рентабельный и надежный бизнес – это покупка франшизы на открытие магазинов одежды известной марки средней цены», – утверждает эксперт. По ее словам, сейчас существуют инвесторы для проектов разного типа. Так, венчурные, рисковые, но «красивые» и публичные проекты имеют свою специфическую, скорее, эмоциональную привлекательность для инвесторов, и им часто присваивается статус «фетишных» в общем пуле инвестиционных проектов. Впрочем, трата баснословных денег на одежду – прерогатива не только элиты. Недавнее исследование модного женского журнала показало, что большинство женщин в возрасте от 20 до 29 лет выкладывают практически половину своих чистых доходов (48,2%) на продукцию модных брендов класса premium. Как рассказал «НИ» главный редактор петербургского глянцевого журнала, всему виной реклама люксовых товаров в модной печатной продукции. Многие читательницы воспринимают публикации как «руководство к действию», чтобы быть «здоровой-красивой», и если повезет, то еще и «богатой-знаменитой». Поэтому объемы рекламы в таких журналах растут на 15–20% в год. Кроме того, продолжается активный вывод на российский рынок русифицированных версий самых известных журнальных брендов. Но какой же гламур без ночных клубов и «пафосных» ресторанов? Исследовательская компания «Комкон» подсчитала, что 60% молодых жителей Москвы проводят досуг именно в «ночнушках». Объем клубного рынка России составляет, по разным данным, 80–120 млн. долларов в год, из которых большая часть приходится на обе столицы. Специалисты утверждают: каждый уикенд только в московских заведениях скапливаются около 20 тыс. человек. По экспертным оценкам, инвестиции в открытие клуба в готовом помещении в центре города составляют 3–3,5 млн. долларов, но средняя «продолжительность жизни» ночного заведения составляет примерно два года. Все упирается в дефицит земли в крупных городах, и многие клубы даже с их доходами не выдерживают «битву за территорию». «Элитное заведение не обязательно должно быть дорогим, это то место, куда не всех пускают, – поясняет «НИ» генеральный директор агентства коммуникаций «Артефакт» Александр Шумский. – У нас аудитория, которая является потребителями элитных клубов и ресторанов, не очень велика в сравнении, например, с Лондоном. В Нью-Йорке такие заведения посещают сотни тысяч человек, а у нас – до 10 тысяч». Однако число потребителей элитных заведений растет, говорит эксперт, несмотря на то, что пока еще любой открывшийся модный ресторан в Москве «перетягивает» аудиторию другого. По самым скромным оценкам экспертов этого сегмента рынка, он растет в год на треть. Специалисты, учитывающие наличие в нем определенной доли «серых» операций, говорят о 50% ежегодного роста. Вся российская экономика при самых бурных темпах роста увеличивается на 7,5–8%. Это означает, что гламур опережает ее минимум в четыре, максимум – в шесть с лишним раз. Было бы и больше, но этой «индустрии не для всех» индустрии, в частности, модной, не хватает хорошего менеджмента. «Сейчас русские дизайнеры делают качественные дорогие вещи. У индустрии появились деньги, что сулит большие перспективы, значит, отрасль будет активно развиваться. Наступил момент, когда можно говорить, что в русскую моду будут активно вливаться инвестиции. Но пока доходы гламура, разумеется, не приносят такую прибыль, как разработка нефтяных месторождений», – иронизирует Александр Шумский. // ЕЛЕНА ЗИБРОВА Новые Известия |
||