Мясо скоро подорожает. За последние три месяца стоимость говядины поднялась на 30%, свинины – на 20% и, по прогнозам экспертов, это не предел
Московские чиновники обсудили, как предотвратить попадание опасной для здоровья мясной продукции на прилавки рынков и магазинов.
«Вдруг какая-нибудь болячка появится в Бразилии – тогда взлетят и цены на свинину, вся надежда останется на российского производителя» Заместитель председателя комитета ветеринарии города Москвы Анатолий Окончук в самом начале встречи успокоил москвичей: сибирской язвы на Кунцевском рынке нет.
Напомним, 10 июля появилась информация о том, что рынок был закрыт после проверки Роспотребнадзора: она выявила мясо, возможно, зараженное сибирской язвой.
Окончук сообщил, что подозрения экспертов не подтвердились. Мясо было заражено не язвой, а стафилококковой инфекцией: «Стало быть, мясо было получено в антисанитарных условиях, которые характеризуют и место убоя, и условия перевозки», – резюмировал он и поспешил заверить москвичей, что серьезная опасность им грозит.
«Выявление ненадлежащей продукции и исследование каждой поступающей партии мяса – ежедневная работа сотрудников государственной ветеринарной инспекции», – сказал эксперт. В частности, в прошлом году ветеринарные специалисты не допустили к реализации в столице более 6 тонн мясной продукции.
«Как таковой, необходимости в ужесточении мер нет – все и так под контролем. Мясная, а также молочная продукция, яйца, мед проходят ветеринарно-санитарную экспертизу на всех рынках столицы», – сказал Окончук и заметил, что стоит опасаться фермерских товаров, которые реализуются не на больших рынках, а в маленьких магазинах, обилие которых не позволяет проводить надлежащую экспертизу.
Не представляет угрозы, по мнению экспертов, и импортное мясо. Сырье, привозимое из-за границы, подвергается неоднократным проверкам.
«Это вымысел, что импортное мясо попадает в Россию очень легко, якобы из-за границы в Россию поставляется замороженное мясо 50-летней выдержки, будто коньяк», – развенчал миф о заграничных продуктах руководитель исполнительного комитета Национальной мясной Ассоциации Сергей Юшин.
Проверка импортного мяса начинается еще за рубежом. Сначала над этим работают местные ветеринарные службы, затем предприятия, которые собираются поставлять продукцию в Россию.
«Это не работа спустя рукава. После того, как подтверждается возможность соблюдения тем или иным предприятием российских веттребований, дается добро на поставку», – сказал Юшин.
Он констатировал, что на сегодня 111 предприятий из разных стран мира по разным причинам временно лишились права на поставку продукции в Россию: в одной партии обнаружили превышающее российские требования содержание антибиотиков, в другой – более вредные вещества, в некоторых случаях ветдокументы оказались подозрительными.
В то же время Юшин отметил, что зависимость России от импортных поставок, действительно, велика. По его словам, в прошлом году в общем объеме потребления на импорт приходилось по 35% свинины и говядины (1,5 млн тонн), 40% мяса птицы (1 млн 300 тыс. тонн). В этом году доля импорта только вырастет, особенно свинины. По словам Юшина, в гораздо большей степени от импортных поставок зависят не провинциальные города, а такие мегаполисы, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург.
В связи с этим эксперты отметили, что процесс производства мяса в России далек от совершенства, более 50% продукции производится в личных крестьянских и небольших фермерских хозяйствах. В этих местах трудно обеспечить животных качественными кормами и осуществлять ветеринарный контроль.
В большинстве случаев мясо становится небезопасным не потому, что животное болеет, а по причине антисанитарных условий.
«Посмотрите, как доставляется мясо на рынок – зачастую это необорудованная машина, «жигуленок», в багажнике которого перевозится это мясо. Затем оно выкладывается на прилавок, сегодня, например, плюс 30 градусов (!), и в течение всего дня продается, причем продавцы неоднократно трогают мясо руками, которыми пересчитывают деньги», – посетовал руководитель исполнительного комитета Национальной мясной Ассоциации. По его мнению, в России следует повысить роль контролирующих органов, организовывать специализированные рынки и ларьки.
Прозвучала даже идея создания так называемой мясной биржи – своеобразного рынка, совмещающего в себе функции бойни, продажи крупного рогатого скота и службы ветеринарного контроля. Также чиновники предложили вернуться к ГОСТам, которые не дают полета «творчеству», и потребитель точно знает, что ест.
В вопросе, где же покупать мясо – на рынке или в магазине, почти все участники мероприятия поддержали рынок.
«Рынок – наш менталитет, привычка. Если соблюдаются требования, то покупатель получает качественную продукцию. Не все так плохо, и не все так страшно. Если на рынке есть мраморный прилавок, то с мясом ничего не случится», – уверен заместитель председателя комитета ветеринарии города Москвы Анатолий Окончук.
В конце встречи эксперты выразили уверенность в том, что цены на мясо будут расти. Сергей Юшин привел следующие данные: за последние полтора года себестоимость производства свинины, даже в успешных хозяйствах, например, в Белгородской области, выросла с 32 рублей за килограмм до 52–54 рублей. В итоге оптовые цены за последние 2,5 месяца на говядину выросли на 15–30%, на свинину – на 20%. Неизменными остались только цены на птицу.
В ближайшее время сильнее всего будет дорожать говядина. Хотя, как говорит Юшин, прогнозировать трудно. Вдруг какая-нибудь болячка появится в Бразилии – тогда взлетят и цены на свинину, и вся надежда останется на российского производителя.
|
||