Российский рынок пива близок к насыщениюНа сайте ИК "ФИНАМ" состоялась конференция "Рынок пива: темпы роста и тенденции развития", посвященная прогнозам развития российского пивного бизнеса. По словам аналитиков и представителей пивоваренных компаний, значительное снижение темпов производства и продаж пива в I полугодии 2008 года вполне естественно и говорит о насыщении данного рынка.По данным Росстата, в I полугодии 2008 года темпы роста производства пива составили всего 2,1%, продемонстрировав минимальные показатели за последние несколько лет. "Невысокие темпы роста пивоваренного рынка в текущем году связаны в немалой степени с эффектом высокой базы. Так, рост рынка в 2007 году был необычайно высоким, что было отчасти обусловлено "нерыночными" факторам, - говорит аналитик ИК "Проспект" Ольга Самарец. - В целом же, рынок постепенно движется к насыщению, и замедление темпов роста в этих условиях вполне естественно. В 2008 году мы ожидаем роста рынка на уровне 3-4%". Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин добавил, что по итогам I полугодия 2007 года рост производства пива составил почти 30%, однако не стоит забывать, что статистика бывает разная: "Так, по данным независимых агентств, рост объемов рынка в России в I квартале 2008 года составил 1,7%!!! Наш прогноз на конец года более оптимистичный - 5-8%". В 2007 году пиво вошло в число наиболее динамичных категорий по темпам роста по рынку товаров массового потребления в целом, говорит представитель компании "Nielsen Россия" Ольга Бредихина: "Сейчас развитие замедлилось довольно равномерно по различным сегментам и направлениям. В условиях постепенного насыщения рынка это выглядит вполне логично". По словам Ольги Бредихиной, динамика продаж пива среди городского населения в 2007 году составила 19% (по сравнению с 2006 г.): "В первом полугодии 2008 году, однако, темпы развития рынка существенно замедлились". Причина снижения продаж пива, по мнению Максима Клягина, вызвана не только изменением потребительских предпочтений: "В целом факторов можно привести довольно много - от погодных условий до динамичного развития рынка общественного питания (бары, рестораны и т.д.). Но самый важный и существенный, на наш взгляд, фактор - реальное приближение к уровню насыщения". Несмотря на общее падение уровня продаж пива, некоторые компании показывают приемлемые показатели. По словам Максима Клягина, не следует обобщать данные различных производителей: "Так, региональные бренды "Балтики", напротив, продемонстрировали в I квартале 2008 хорошую динамику роста: ДВ +39%, Дон +26%, Уральский Мастер +11%". Менеджер по связям с общественностью Группы компаний EFES в России Андрей Малафеев рассказал, что Группа компаний EFES в России увеличила объем продаж за первое полугодие 2008 года на 12% и реализовала 560 миллионов литров пива: "Могу лишь выказать надежду, что позитивная динамика сохранится, и рост компании опередит рост рынка". В текущий момент концентрация пивного рынка высока: пять ведущих производителей контролируют более 80% пивного рынка. "В то же время в условиях усиления конкуренции компании будут продолжать искать оптимальные пути расширения своего присутствия на рынке, что может привести к продолжению поглощения более мелких локальных компаний "акулами" пивного бизнеса, - говорит Ольга Бредихина. - Особенно это может стать актуальным для игроков с более фокусной дистрибьюцией на текущий момент, перед которыми задача усиления покрытия более отдаленных регионов наиболее приоритетна. Процесс консолидации рынка уже запущен, и может найти продолжение в ближайшем будущем". По словам аналитика CiG Андрея Рожкова, деолигополизация рынка пива произойдет только в случае существенного роста доходов населения, употребляющего этот напиток: "Дело в том, что с ростом доходов население становится более разборчиво в потребляемом пиве и готово переплачивать за более качественный алкогольный напиток. В этом случае вполне вероятно возрождение небольших локальных пивоварен, поддерживающих качество напитка на стабильно высоком уровне". |