15.08.2008

Рулевое колесо обозрения. Покупателей машин в Германии привлекают с помощью настоящего автомобильного «Диснейленда»

Небоскребы Главная достопримечательность 120-тысячного Вольфсбурга – две стеклянные 48-метровые автобашни, которые видны почти из любой части города. Двадцатиэтажные небоскребы сверху донизу уставлены новыми блестящими автомобилями, которые светятся днем от солнечных лучей, а ночью – от подсветки. Башни расположены в центре «Автогорода» – парка автомобильных музеев и аттракционов, а выставленные в них машины проданы и ждут своих хозяев. Этот парк принадлежит заводу «Фольксваген». За восемь лет он вдвое перевыполнил план по посетителям, однако так и не вышел на самоокупаемость. Впрочем, закрывать «Автогород» не планируют, так как он помогает сбывать автомобили, что при дорожающем евро с каждым годом становится все труднее.

Популярный ныне «Автогород» возник на бывшей свалке возле главного завода концерна «Фольксваген». Раньше сюда складывали пустую тару от автомобильных масел и красок. Стройку начали в 1994 году и завершили в 2000-м, вложив по тогдашнему курсу около полумиллиарда евро. Помимо автобашен построили шесть павильонов – для каждой из марок, принадлежащих концерну «Фольксваген». В павильоне «Сеат» звучат испанские песни, павильон «Ламборджини» украшает прикрепленный к стене автомобиль, который вращается с частью стены. А в павильоне «Бентли» выставлены разноцветные сиденья из бычьей кожи и живут дикие кролики, которые пасутся на лужайках и никого не боятся, благо «Автогород» отделен от остального мира водными каналами, а собак приводить сюда запрещено.

Для детей построен автодром, где они с соблюдением всех дорожных правил ездят на электромобилях, а затем получают детские водительские права. Взрослые, имеющие права, могут покататься на внедорожниках «Туарег» и «Тигуан» по лестницам и преодолеть канаву, рельсы и трубу-тоннель. А также посмотреть на выставленные в музее первые автомобили, начиная от трехколесного «Бенца» 1886 года с рычагом вместо руля. Здесь же находится первый «Жук», сконструированный Фердинандом Порше в 1936 году. Экскурсовод расскажет, что машина оказалась крайне неудачной. На дорогу водителю приходилось смотреть сквозь руль, один маленький дворник не справлялся с потоками дождя, а дверные ручки были расположены слишком близко к краю, и поэтому когда дверь на ходу открывалась, водители часто выпадали из автомобилей, пытаясь ее закрыть.

Мечта о покупателе

«Автогород» открыли, когда Германия переживала стагнацию. Покупателей заманивали не столько интересной экскурсией, сколько скидкой в 600 евро, сэкономленных на доставке автомобиля. Экскурсию же предлагали в нагрузку, бесплатно. Кроме того, покупателям компенсировали билеты на поезд и обед в ресторане «Автогорода». А к услугам желающих переночевать в Вольфсбурге был четырехзвездочный отель с ценой номера на двоих в 80–90 евро.

С тех пор внутри автобашен постоянно перемещаются платформы с машинами. За 40 секунд автомобиль вынимают из ячейки и отвозят по подземному тоннелю в центр обслуживания клиентов. Через пару минут к машине прикрутят номера и передадут ее покупателю. А на ее место по другому 700-метровому тоннелю с завода привезут новую машину. Повсюду автомобили перемещают исключительно на подъемниках, поэтому показатели пробега остаются нулевыми. Через автобашни продают только «Фольксвагены». Купить принадлежащие этому же концерну «Шкоды» или «Ауди» здесь нельзя.

Планировалось, что «Автогород» будут посещать миллион человек в год, а продаваться – 350 тыс. автомобилей. План по продажам пока что выполнить не удается: через автобашни сейчас реализуют 500–600 автомобилей в день или 180–200 тыс. в год – менее 10% выпускаемых в мире «Фольксвагенов». Зато наплыв посетителей превзошел все ожидания. Планку в 15 млн. преодолели за 7,5 лет, а в нынешнем году ожидается, что «Автогород» посетят 2,3 млн. человек.

Причем удовольствие это не дешевое. Взрослый билет на экскурсии стоит 15 евро, а за то, чтобы полчаса покататься на внедорожнике, придется выложить 25 евро. Еще за 17 евро инструктор научит экономить бензин. Вначале вы едете, как обычно, потом проезжаете тот же участок под руководством наставника. Уменьшить расход топлива обычно удается на треть.

Во сколько обходится содержание раскинувшегося на 25 гектарах «Автогорода», в руководстве «Фольксвагена» не говорят, сообщая лишь, что доходы от экскурсий, аттракционов, ресторана и отеля покрывают 70% затрат. Но закрывать комплекс, ставший визитной карточкой концерна, не собираются, хотя воду в каналы приходится закачивать насосами, а клумбы на ночь накрывать колпаками от кроликов. На «Фольксвагене» убеждены, что побывавшие в «Автогороде» когда-нибудь купят именно их автомобиль.

За цену постоим

В лояльности покупателей «Фольксваген» нуждается как никогда. И хотя по объему продаж в минувшем году концерн вышел на третье место в мире (6,2 млн. автомобилей, в том числе половина под брендом «Фольксваген»), укрепление евро дает о себе знать. Достаточно сказать, что большинство работающих на заводе в Вольфсбурге (выпускает 1,1 млн. автомобилей в год) формально трудятся не на «Фольксвагене», а на предприятии «Авто5000».

Если бы не было «Авто5000», рабочие места на заводе в Германии сохранить бы не удалось, поясняет «НИ» начальник отдела сбыта автозавода Ханс-Хайнер Тютинг. Впрочем, из 14 моделей «Фольксвагена» на заводе в Вольфсбурге производят лишь четыре – малолитражки «Гольф» и «Гольф плюс», внедорожник «Тигуан» и минивэн «Туран». А седан «Джетту» в Германию уже давно завозят из Мексики.

Однако «Фольксваген» не намерен следовать общемировой тенденции и производить маленькие, экономичные и дешевые автомобили наподобие индийской малолитражки «Тата Нано» за 2,5 тыс. долларов. «Гольф» же даже в базовой комплектации стоит в десять раз дороже. «Снижать цены – не наша стратегия. Дешевый автомобиль – это, скорее, не автомобиль, а мотоцикл», – сообщил «НИ» уполномоченный концерна «Фольксваген» по России Дитмар Корцеква.

В ноябре прошлого года «Фольксваген» начал строить завод в Калуге. В 2009 году там выпустят 115 тыс. автомобилей «Фольксваген Пассат», «Фольксваген Тигуан» и «Шкода Октавия». К 2011 году мощность завода планируют увеличить до 300 тыс., а модельный ряд пополнить седаном «Поло».

Но российские «Фольксвагены» и «Шкоды» едва ли будут стоить намного дешевле импортных. По словам г-на Корцеквы, найти в России производителей автокомплектующих, чья продукция удовлетворяла бы немецким стандартам качества, пока что не удалось. «Мы скорее готовы лишиться льгот и преференций, вытекающих из режима промсборки, чем рисковать своей репутацией, привлекая российских смежников с их некачественным товаром», – говорит уполномоченный концерна по России.

По итогам прошлого года Россия была вторым по величине авторынком Европы. В нынешнем году, по прогнозам экспертов, станет первым. И хотя продажи «Фольксвагена» за первые пять месяцев этого года выросли на 49%, это примерно соответствует общему росту рынка иномарок в России (48%). То есть не изменилась ни доля автоконцерна (1,5%), ни его 14-е место в рейтинге автопроизводителей. Наверное, потому что в России еще не построили «Автогород».

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО, Вольфсбург

Новые Известия