PRашвили
Конфликт с Грузией обострил методы информационного манипулирования
"Что же ты пачкаешь, Миша, одежду"
Любой военный конфликт порождает массу домыслов, слухов и искажений. Избежать этого процесса почти невозможно: новости устаревают раньше, чем выходят в эфир. Переспевшие события образуют информационную брешь. А публика продолжает требовать хлеба и зрелищ. Пиарщики давно научились делать из подобного рода дезинформации оружие "массового поражения". И успешно им пользоваться.
На образе президента Грузии Михаила Саакашвили отыгрались все кому не лень. О нем слагают песни, снимают клипы, мультфильмы и ролики. В прессу просачиваются сфальсифицированные фотографии, видеозаписи. Как это обычно бывает, "героя дня" подлавливают за самым нелицеприятным делом. Не дремлет и вирусный маркетинг.
Сеть кофеен "Кофеин", как мы писали вчера, представила вирусный ролик с эксцентричной концовкой. Кажется, что создатели больше позаботились об имидже России, нежели поддержали лояльность к бренду: вылитый на голову кофе внезапно изменяет американские цвета галстука на российские.
На Sostav.ru работа "Кофеина" вызвала бурное обсуждение, а Бренд-менеджер "Кофеина" Елена Аредова не скрывала, что компания идет на риск выкладывая ролик политического характера в рунете.
Песня липецкой группы "Плеханово", где Саакашвили предстает в образе труса-агрессора, появилась на сайте "Комсомольской правды" несколько дней назад.
Известные на родине музыканты группы - Эдуард Беспяткин и Стас Чернышевич - через музыку выразили свое отношение к происходящему в зоне конфликта. В клипе, снятом на песню, мелькают кадры из хроники "Пятидневной войны": глава Грузии скрывается от российских самолетов за спиной своих телохранителей. Посмотреть ролик можно на сайте группы.
Съеденный галстук
PR другого уровня, национального, все это время представляло телевидение - главный источник оперативных сводок и репортажей. Здесь информационное противостояние достигало апогея. Активная пропаганда шла и на западе, и в некоторых случаях даже непроизвольно конфликтовала с российской, как в ролике о девочке из Южной Осетии, где разговор заходит об "агрессоре Саакашвили". Передача тут же прерывается и уходит на рекламную паузу.
"Было бы несправедливо обвинять британскую прессу в том, что она не критично относилась к плодам работы грузинских пиарщиков. Почти все газеты честно сообщили, что "конфликт начался с нападения грузинской стороны в сепаратистской провинции Южная Осетия, большинство населения которой желает присоединения к России", - пишет журналист газеты The Guardian Питер Уилби. В самом деле, активное противостояние зарубежных СМИ российским, вскоре приобрело противоречивый характер. Но американо-грузинская PR-команда не проиграла, скорее, сдавала необходимые рубежи.
Откровенно подмочило себе репутацию только агентство Reuters, выпустив в свет очевидный фотомонтаж. Фотографии со сценами страданий жертв среди грузинского мирного населения после бомбежки облетели страницы всех ведущих европейских газет. "Чудеса постановки увидит и домохозяйка - в квадратный метр экспозиции уже уместились два солдата, несущие "раненого" мальчика с равнодушным выражением лица (ничего себе шоковое состояние!), а голосистая рыдальщица уже спокойно отошла в стороны и вероятно готовится к четвертому дублю!", - пишет в своем блоге журналист Дмитрий Бушуев.
Почти все российские экраны облетела видеозапись "падения Саакашвили". Испугавшийся глава Грузии падает на землю, его окружают телохранители. Продолжение знает каждый: якобы обезумевший грузинский президент садится в свой бронированный автомобиль и покидает место обстрела. Так рождается ярлык "Саакашвили - трус", ставший лейтмотивом в композиции липецких музыкантов из группы "Плеханово".
Последней каплей информационной войны стал, пожалуй, самый забавный случай "разоблачения" Саакашвили. Телекомпании всего мира распространили видео, где грузинский президент жует собственный галстук. Придаваясь бессознательному желанию успокоить нервы, грузинский президент даже не обратил внимания на включенную в этот момент камеру.
Не виноватая я…
В то время как российские каналы показывали обстрел Цхинвали войсками Грузии, во всем мире кровавые сводки приходили из грузинского Гори и прилежащих сел, якобы захваченных русскими. Западных журналистов охотно приглашали снимать на грузинской территории. Впоследствии российской стороной эти кадры будут развенчаны как "жалкая сфальсифицированная PR-кампания против России".
The Guardian пишет: "Ее (России - Д. З.) правительство не попыталось осуществить наступательную кампанию в прессе, соизмеримую по масштабам. Правда, у российского государства тоже есть контракты с пиар-агентством GPlus Europe в Брюсселе, а также с вашингтонским Ketchum. Как сообщил газете один источник: "Пресс-релиз не входит в число обычных инструментов российского правительства".
Западные журналисты сравнивают войну на Кавказе с классическим примером ситуации, описанной в книге Ника Дэвиса "Новости Плоской Земли". "Почти все газеты не имели понятия, что именно происходит, и не располагали достаточно крупными ресурсами, чтобы это выяснить".
Доходило до смешного. В момент начала военных действий многие журналисты были в отпусках, а оставшиеся воодушевленные трудоголики пребывали на Олимпиаде в Пекине. В результате, к войне не было готово ни одно западное СМИ. Заголовок из Financial Times "Грузия утверждает, что Россия ведет войну", мог показаться странным, но он прекрасно отражал меру достоверных познаний лондонской прессы об обстановке на момент, когда армии начали боевые действия.
Вскоре ситуация изменилась не в лучшую для России сторону. После начала боевых действий Грузия создала медиацентр для того, чтобы постоянно вести репортажи из района, расположенного недалеко от линии фронта. В это время российская армия установила жесткие ограничения на доступ в Южную Осетию. В результате репортерам было сложно освещать ее действия и первое время на российских экранах крутились одни и те же кадры.
Дмитрий Захаркин, Sostav.ru
идео пользователя YouTube sergeylost