21.08.2008

Радийщики не договорились по объемам рекламы

Но АКАР все равно оценил индустрию за первое полугодие

Рекламный рынок никого не удивил, вновь обозначив главных аутсайдеров прироста: наружную рекламу и печатные СМИ. Динамичнее всего по-прежнему зарабатывает телевидение и интернет. Если замедление прироста объемов рекламы здесь и присутствует, то незначительное. Подводя итоги первого полугодия, Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), в очередной раз определила картину, на которую индустрия будет ориентироваться до конца 2008 года.

Подсчет объемов рынка рекламы традиционно производится по 6 сегментам, и только в категории "Печатные СМИ" эксперты позволяют себе отдельно выделить "газеты", "журналы" и "рекламные издания". Аналитик АКАР Алексей Балабанов считает, что это дело времени: "Когда объемы рекламы в indoor и контекстной рекламе достигнут определенных значений, мы включим их в оценку". Пока по ориентировочным данным АКАР indoor заработал за полугодие около миллиарда рублей. Оставшиеся от "Прочих носителей" 300 миллионов рублей - объем рекламы в кинотеатрах.

сегменты
январь-июнь, млрд. руб.
прирост, %
2007 год
2008 год
телевидение
52.0-52.2
65.8-66.0 26.3
радио
-
6.5-6.6
-
печатные СМИ
24.7-24.9
27.7-27.9
12.1
в т.ч. газеты
5.4-5.4
6.5-6.6
20.2
журналы
11.0-11.1
12.8-12.9
16.3
рекламные издания 8.2-8.3 8.3-8.4
2.6
наружная реклама
19.3-19.5
21.8-22.0
13.0
интернет
2.0
2.9
45.0
прочие носители
1.0
1.3
30.0
ИТОГО
- 126.0-127.0
20.4
 
Как видно из таблицы, самые динамичные показатели иллюстрирует интернет. Объемы рекламы здесь увеличивается каждое полугодие на 45-50%. Если учесть, что второе полугодие обычно показывает более высокий результат, то можно надеяться на итоговую цифру за год в районе 50-55%.

Директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра "Видео Интернэшнл" Сергей Веселов утверждает, что телевидение тоже находится в хорошей форме. Спрос не снижается, а значит, объемы рекламы будут постоянно расти. Изменится только динамика роста. "Традиционно региональный рынок развивается быстрее. В Москве мы наблюдаем относительно слабые показатели", - говорит он.

Самая сложная ситуация возникла с определением цифр по радиосегменту. Участники рынка не смогли договориться по ключевым показателям, и в итоге АКАР впервые оставляет объемы радийной рекламы с прочерком в итоговой графе. Обещания представить данные к концу года, сегодня, кажется, не успокаивают никого.

Удивляет не отсутствие цифр по приросту сегмента "Радио", а "пересчет" данных за первое полугодие 2007 года. Как объяснили журналистам, цифры по приросту не были согласованы окончательно и, чтобы не возникло недоразумений, аналитики АКАР пожертвовали прошлогодними показателями. А они, между тем, открыты и известны - 5,7-5,8 миллиардов рублей.

Как ни странно, на рост объемов рекламы влияют политические процессы и, прежде всего, выборы. "Западные партнеры обычно замораживают свою активность во время избирательных компаний. На западе система выборов несколько иная", - напоминает господин Веселов.

Но даже это пока не смущает российский рекламный рынок. Общий прирост по оценке АКАР составил 20,4%. В денежном выражении второе полугодие показало цифру 126-127 миллиардов рублей. Прогноз на второе полугодие остается - 140 миллиардов рублей, заявляют аналитики, а в ближайшие несколько лет физическое предложение меняться не будет.

Говоря о самом исследовании, следует напомнить, что в этом году АКАР подсчитал объемы рынка рекламы позднее, чем обычно. Кроме того, по инициативе АКАР, индустрия не увидела квартального отчета. Вице-президент АКАР Владимир Евстафьев подчеркнул, что участники рынка привыкли доверять именно цифрам Ассоциации, а не каким либо другим. Впрочем, Сергей Веселов из ВИ не скрывал, что прогнозы и оценки других компаний ни в коей мере не подлежат осуждению. Напротив, это говорит о том, что рынок здоров и имеет разные точки зрения.

Отметим, что данные АКАР не стали сюрпризом для индустрии. Больше месяца назад Sostav.ru представил свою оценку объемов российского рекламного рынка, которые в целом отражают вышеназванные тенденции. Позднее, были уточнены лишь объемы радийной рекламы. В беседе с Sostav.ru Сергей Веселов предположил, что за первое полугодие сегмент радио вырастет всего на 12-16%.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru