Запахи слабеют. Россия «перенасытилась» духами и помадами
|
Наши дамы тратят на парфюмерию и косметику в среднем в разы меньше, чем европейские.
Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ |
По прогнозам специалистов, в РФ рост рынка парфюмерии и косметики к 2010 году замедлится до 9,8%, тогда как еще в начале нового века этот показатель составлял 25% в год. Проблема связана в первую очередь с перенасыщением рынка, а также с чрезмерными административными барьерами, считают независимые эксперты.
Россия с объемом парфюмерного рынка в 7,8–8 млрд. долларов занимает лишь шестое место в мире, оставаясь позади Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании. По экспертным оценкам, рынок будет расти, однако не так быстро, как раньше, а к 2017 году темпы роста снизятся до весьма скромных 6% в год.
Торможение рынка парфюмерии и косметики связано с его перенасыщением, убежден исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Владимир Салев. «С 1994 по 2004 год наш рынок развивался очень интенсивно. Продажи парфюмерии и косметики за эти 10 лет росли примерно на 15–20% в год. Однако со временем развитие пришло в фазу насыщения, что объективно замедлило темпы роста. По итогам 2007 года объем рынка составлял около 7,5 млрд. долларов», – пояснил он «НИ».
Г-н Салев также сообщил, что несколько лет назад парфюмерно-косметическую продукцию приравняли к алкогольной, что сразу же привело к проблемам с производством и оборотом спиртосодержащих товаров. Кроме духов, лосьонов, одеколонов, туалетной и парфюмерной воды, к этой категории относятся гели, бальзамы и аэрозоли, в составы которых входит спирт. К тому же в стране так и не решены вопросы, связанные с работой мелких предприятий. Обещанных отмены сертификации и сокращения числа проверок малый бизнес пока не дождался. На темпах роста сказались и барьеры на импортную продукцию. За рубежом предусмотрены несколько иные стандарты сертификации спиртосодержащих товаров, и их зачастую попросту «не пускают» в России на таможне. В целом, «зашкаливание» мер госрегулирования, в том числе и парализация работы силовыми органами крупнейшей торговой сети парфюмерии и косметики, поставили производителей и оптовиков в очень трудные условия.
Между тем, по расчетам агентства DISCOVERY Research Group, на долю российских производителей парфюмерии и косметики приходится около 40% рынка в стоимостном выражении. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин полагает, что отечественное производство занимает «свою нишу» в этом сегменте, однако все еще не может конкурировать с зарубежным. «Наши технологии в производстве кремов и духов устарели, отечественная наука слишком отстает от западной в этом деле. Но я полагаю, что эта ниша будет расти, ведь российская продукция довольна дешева в сравнении с импортной и рассчитана на небогатых потребителей», – сообщил «НИ» г-н Янин.
«Ниша» действительно есть, но существует она, по всей видимости, лишь из-за явно невысокого уровня наших доходов. Среднестатистический россиянин тратит на покупку парфюмерии и косметики в среднем 36 долларов в год, посчитали в агентстве Euromonitor. Для сравнения: средний житель Испании, Португалии и Греции расходует на эти товары около 100 долларов в год, а британцы и французы раскошеливаются ежегодно на 180–200 «зеленых».
ЕЛЕНА ЗИБРОВА
Новые Известия
|