16.10.2008

Зачистка неба. Завтра Росаэронавигация заморозит полеты девяти российских авиакомпаний

Пассажиры в аэропорту
Пассажиров, застрявших в аэропортах,
станет еще больше.
Фото: АP
Вчера Федеральная аэронавигационная служба РФ (Росаэронавигация) сообщила, что с пятницы прекратит обслуживать рейсы девяти отечественных авиакомпаний из-за неоплаченных долгов. В «черный список» службы попали такие крупные перевозчики, как «Дальавиа», «Омскавиа» и «Интеравиа», 32 рейса которой уже вчера не смогли вылететь. Впрочем, угроза запрета висела над почти четырьмя десятками компаний. Но многие авиапредприятия успели расплатиться по счетам. Тем не менее в будущем никто не застрахован от санкций: в условиях кризиса денег у перевозчиков почти не осталось.

Кризис в области гражданской авиации усиливается с каждым днем. Накануне Росаэронавигация сообщила о прекращении с 17 октября обслуживания рейсов девяти перевозчиков. В списке оказались «Интеравиа», «Тесис», «Выборг», «Дальавиа», «Аэрощит», «Иркутский АСК РОСТО им. В. Безбокова», «Омскавиа», «Улан-Удэнский авиационный завод» и «Бугурусланское летное училище». Отметим, что «Дальавиа» и «Омскавиа» фактически прекратили полеты еще несколько недель назад. Первый перевозчик начинает процедуру банкротства, а второй разорился вместе с госкомпанией AirUnion.

Неоднозначная ситуация с «Интеравиа». Навигационное обслуживание ее рейсов прекратится только в пятницу, но самолеты компании не могут взлететь уже несколько дней. Вчера днем в аэропорту «Домодедово» томились в ожидании вылета пассажиры 19 рейсов. Еще 13 рейсов «Интеравиа» не могли вылететь в Москву из регионов. Причина задержек неизвестна. Компания не только не информирует пассажиров, но и не реагирует на запросы Росавиации. На фактический запрет полетов федеральная служба пошла из-за существенной просроченной задолженности компаний за аэронавигационное обслуживание. Так, «Интеравиа» задолжала 19,2 млн. руб., «Дальавиа» – 18,4 млн., «Омскавиа» – 4,9 млн., «Тесис» – 837 тыс. руб. Росаэронавигация утверждает, что неоднократно сообщала руководству этих авиаперевозчиков о необходимости своевременной оплаты за предоставленное обслуживание. Однако компании так и не смогли рассчитаться по долгам.

Добавим, что компаний, которым грозил отказ в обслуживании, могло быть куда больше. По неподтвержденной информации, прошедшей в некоторых СМИ, планировалось применить санкции к 39 перевозчикам. В том числе к «Сибири» (S7), «Уральским авиалиниям», «Атлант-Союзу», компаниям «Аэрофлот-Дон» и «Ютэйр». Однако «Уральские авиалинии» вчера официально заявили, что «компания не имеет финансовой задолженности перед Росаэронавигацией. Все счета оплачены. Все рейсы авиакомпании выполняются согласно расписанию. Информация о прекращении рейсов не имеет под собой никакой почвы». В «Атлант-Союзе», который тоже попал в список, «НИ» озвучили официальную версию руководства, согласно которой никаких писем из Росаэронавигации компания не получала. В пресс-службе S7 «НИ» рассказали, что «задолженность перед Росаэронавигацией была, но еще в начале прошлой недели она была погашена, ограничений на полеты рейсов компании не будет».

И все же очевидно, что вчерашнее решение Росаэронавигации –первые цветочки кризиса в авиационной отрасли. Как рассказали «НИ» в Транспортной клиринговой палате, пока финансовую стабильность авиаперевозчиков оценить трудно. Их статистика за сентябрь будет обработана только в конце октября. Но тенденция к снижению перевозок пассажиров уже видна. В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта также пока не берутся предсказывать, что будет с отраслью в дальнейшем. Но как признались «НИ» специалисты ассоциации, для обычных людей решение Росаэронавигации может быть не менее болезненным, чем эпопея с AirUnion.

«Авиакомпании вопиют, банки не дают им кредитов. AirUnion до сих пор не оплатила свои счета, тем самым подорвав доверие банков ко всем перевозчикам, – рассказал «НИ» президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. – Без кредитов авиация не выживет, поскольку и за топливо, и за лизинг компании расплачивались с помощью кредитов. Нынешняя ситуация – прямой путь к банкротству перевозчиков». Логично предположить, что острый дефицит средств приведет к появлению новой задолженности перед Росаэронавигацией у многих авиакомпаний. Таким образом, приостановка их обслуживания – лишь вопрос времени. Причем, по мнению опрошенных «НИ» экспертов, в первую очередь прекратят полеты небольшие региональные компании. В итоге возникнет острый дефицит билетов на самые популярные направления, что может негативно отразиться и на их цене.

КТО НЕ ВЫЛЕТИТ 17 ОКТЯБРЯ

1. «Интеравиа»
2. «Дальавиа»
3. «Омскавиа»
4. «Аэрощит»
5. «Тесис»
6. «Выборг»
7. «Иркутский АСК РОСТО им. В. Безбокова»
8. «Улан-Удэнский авиационный завод»
9. «Бугурусланское летное училище»

АНДРЕЙ ДОЛГИХ

Новые Известия