Автокредиты выросли в цене. Эксперты фиксируют дальнейшее снижение спроса на кредиты на покупку автомобилей и рост их стоимости
Первыми о масштабных увольнениях на своих заводах заявили компании Volvo и Renault. «Согласно мониторингу газеты ВЗГЛЯД, диапазон ставок по программам автокредитования составляет 10–14,5% в долларах США и евро и 16,5–24,5% в рублях» Британский Jaguar Land Rover объявил о приостановке сборочных предприятий. Предупреждения о сокращении штатов получили рабочие Volkswagen, и это при том, что концерн занимает сегодня первое место по продажам среди всех европейских автопроизводителей. Кстати, сборочные предприятия VW в Словакии объявили о сокращении объемов производства популярных у россиян внедорожников Porsche Cayenne и VW Touareg.
О резком падении продаж в сентябре – октябре – до 16% – заявил в Штутгарте исполнительный директор Mercedes-Benz Райнер Шмюкле, который считает весьма вероятными увольнения в случае ухудшения общеэкономической ситуации в мире.
Правительства Германии и Франции решили предоставить автомобильным концернам беспрецедентную льготную финансовую помощь.
Российские автопроизводители сейчас сталкиваются с теми же проблемами, что и их зарубежные коллеги. Низкий спрос лишает заводы оборотных средств, и ситуацию ухудшают возросшие процентные ставки по автокредитам и лизинговым программам. В результате «АвтоВАЗ» работает с перебоями, а на складах его дилеров скопилось около 100 тыс. непроданных автомобилей. В Нижнем Новгороде на заводе «Группы ГАЗ» уже были случаи временной остановки конвейера, а на «КамАЗе» с 10 октября введена сокращенная рабочая неделя. Представители российских автоконцернов также обратились за помощью к правительству. Помощь обещана, но сроки и суммы пока не сообщались. По всей видимости, добиваться господдержки заводы будут самостоятельно. Пока известно, что «АвтоВАЗ» ведет переговоры о госкредите на 26 млрд рублей, чтобы пополнить оборотный капитал, пострадавший из-за неплатежей дилеров. «КамАЗ» просит 15 млрд рублей.
Падение розничной торговли автомобилями фиксируется всеми дилерами, но официально об этом не сообщается. Лишь некоторые открыто рекламируют дисконт в 10–20%, бесплатные осаго и каско, бесплатную сигнализацию, комплекты шин и прочие «мелочи». Согласно мониторингу газеты ВЗГЛЯД, суммарный объем скидок сегодня составляет по Москве от 10 до 25 процентов. Наибольший дисконт фиксируется у дилеров производителей корейских, китайских и французских автомобилей. Наименьший – у германских в сегменте премиум-класса.
Сокращение потребительского бума и закат «эры разбрасывания автокредитами» вынуждает, к примеру, «АвтоВАЗ» искать покупателя на собственную сбытовую сеть «Лада-Сервис», в которую входят 140 дилерских салонов и фирменных станций техобслуживания по всей России. Об этом официально заявил президент компании Борис Алешин. По мнению аналитиков, в докризисных условиях цена «Лады-Сервис» составляла около 600 млн долларов, а с учетом текущей ситуации стоимость может оказаться на уровне 300–350 млн долларов.
Однако первый потенциальный покупатель – группа компаний «Фаворит Моторс» – предложил за эту сеть всего 150 млн долларов.
Компания «Инком-Авто», являющаяся одним из крупнейших дилерских холдингов в России, собирается продать до 30% своих акций для привлечения денежных средств на преодоление последствий финансового кризиса. «Холдинг оценивает этот пакет в 75–100 млн долларов и уверен, что покупатель – по всей видимости, инвестиционный фонд – будет найден в ближайшее время», – заявил газете ВЗГЛЯД президент компании Дмитрий Козловский. При этом он подчеркнул, что на сегодня компания фиксирует снижение приобретений по автокредитам на уровне 5–6%. В то же время менеджеры компании, не называя себя, сообщили газете ВЗГЛЯД, что сегодня имеют место «остановки» в поставках автомобилей Fiat, Kia, Chery и SsangYong из-за просрочки платежей и несогласованной распродажи машин.
Если на сегодняшний день продавцы автомобилей эконом-класса еще не почувствовали снижения потребительского интереса, во всяком случае, не признают это официально, то о все-таки имеющих место трудностях можно судить по факту обращения германской компании BMW в Федеральную таможенную службу (ФТС). BMW требует приостановить импорт автомобилей и запчастей, поставляемых в Россию без специального разрешения баварского производителя. Запрет касается машин, которые ввозятся как юридическими, так и физическими лицами. Кроме BMW письмо в ФТС подписали представители компаний Nissan и Toyota.
«Падение продаж автомобилей иностранных фирм происходит также по причине резкого сокращения отечественными банками выдачи любых потребительских кредитов, – сказала газете ВЗГЛЯД эксперт компании «Экспедиция-СервисБрок» Алла Довлатова. – Следом за ипотечными идут автокредиты как наиболее долгосрочные, а значит, и рискованные».
По мнению представителя Первого республиканского банка Андрея Назаренко, на сегодняшний день банки пересматривают ставки по автокредитам в сторону увеличения, повышают размеры комиссий. Некоторые банки отказываются от программ с нулевым первоначальным взносом. Кроме того, незначительно, но все же вырос процент отказов.
Сегодня банки стали более серьезно подходить к оценке своих заемщиков и готовы выдавать кредиты наиболее «благонадежным». В принципе, это положительная тенденция, так как, несмотря на снижение общей рентабельности данного бизнеса, улучшится не только качественный состав заемщиков, но и работа самих кредитных учреждений в сторону увеличения их ответственности.
В среднем повышение ставок составит 1,5–3%. Хотя у некоторых банков данная цифра доходит до 5–6%, так считает аналитик компании «Экспертиза-Сервис-М» Артем Игнатьев.
«В период финансового кризиса объем рынка автокредитования будет сокращаться», – считает Михаил Алексеев, председатель правления ЮниКредит Банка.
Так, согласно мониторингу газеты ВЗГЛЯД, диапазон ставок по программам автокредитования составляет 10–14,5% в долларах США и евро и 16,5–24,5% в рублях. Наиболее низкие ВЗГЛЯД обнаружила в Альфа-Банке – 26% в рублях.
«Тенденция повышения ставок сохранится до стабилизации ситуации на мировом финансовом рынке. Потом начнется второй этап, когда внешний позитив воспримут российские банки. После этого постепенно начнется процесс возвращения к докризисным условиям автокредитования», – говорит Артем Игнатьев.
Эксперт полагает, что в связи с увеличением стоимости кредитов объем автокредитования сократится примерно вдвое в ближайшие полгода по причине невостребованности. Рост прогнозируется не ранее второй половины 2009 года.
|
||