«Фабрика грез заработает полным ходом». В эпоху кризиса киноиндустрия будет выживать за счет комедий и иллюзийСимптомы финансового кризиса в российском кино становятся все более явными. На крупнейшей российской киностудии (концерне) «Мосфильм» отменены или отложены съемки более 20 из 89 проектов. На «Ленфильме» разбирают уже построенные декорации нескольких картин. Кинокомпания «Амедиа», один из крупнейших в России производителей телесериалов, в пять раз сократила штат, переведя уволенных сотрудников на сдельную оплату труда, и заморозила 70 новых проектов, вложения в которые уже составили 14 млн. долларов. По разным оценкам, общее число производимых в год полнометражных игровых картин уменьшится, по оптимистичным прогнозам, на 20 процентов, а по пессимистичным – на 70. Однако опрошенные «Новыми Известиями» эксперты считают, что не все так плохо, как может показаться. Опасность заставит напрячься и сбросить балласт, а удар по производству вовсе не означает удара по прокату. «Нынешний спад скажется на киноиндустрии еще более положительно, чем кризис 1998 года, – сказал в интервью «НИ» известный продюсер и режиссер Александр Атанесян. – Уменьшится ажиотажная активность людей, не имеющих к кино никакого отношения, а просто слетевшихся на запах денег. Сократится количество проектов и отсеется множество непрофессиональных инвесторов, продюсеров и режиссеров. Поскольку посещаемость кинотеатров при этом не уменьшится, то увеличится средний сбор одной картины. Из-за ликвидации рабочих мест появится нормальная конкуренция. Будут срезаны завышенные гонорары исполнителей, не соответствующие коммерческой ценности их продукции. В частности, гонорары актеров, которые от картины к картине требуют все больше и больше, как будто за выслугу лет, хотя их участие не гарантирует притока зрителей и соответствующей кассовой отдачи. У продюсеров будет меньше возможностей зарабатывать на стадии производства и получать 5–7% от бюджета фильма, не имея заинтересованности в том, чтобы он принес прибыль в прокате». Оптимизм в отрасли, которая требует больших инвестиций и уже серьезно пострадала от кризиса, объясняется, похоже, еще и особенностью менталитета творческих людей – когда заканчиваются деньги, у них всегда есть в запасе пища духовная. «Что бы ни было с производителями, лучше всех будет прокатчикам и владельцам кинотеатров, – говорит Атанесян. – Еще со времен Великой депрессии известно, что во время кризиса публика начинает больше ходить в кино, поскольку, с одной стороны, увеличивается потребность в общении, а с другой – отпадают дорогие удовольствия. Очевидно и то, какая кинопродукция будет иметь наибольший спрос: комедии и иллюзии, позволяющие выйти из пространства негативной энергетики, словом, отвлечься от действительности. Фабрика грез заработает полным ходом». Сходной точки зрения придерживается и генеральный директор компании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев, который говорит, что сейчас слишком велико количество финансово неоправданных проектов, а в прокат выходит большее число картин, чем позволяет объем киносети, из-за чего фильмы «толкаются» и недобирают кассу. Поэтому, по его мнению, спад производства нормализует ситуацию и не приведет к уменьшению сборов в целом. Аналогичные прогнозы высказывают иностранные эксперты. По их словам, за последние четыре десятилетия кризисы обрушивались на США семь раз, и в пяти случаях во время кризисов кассовые сборы кинотеатров вырастали. Поэтому аналитики рассчитывают, что и сейчас будет так же – люди будут искать успокоение в мире грез. Кроме того, говорят они, ужесточение ситуации и рост конкуренции обычно встречается всплеском творческой активности. Так что, по мнению людей искусства, надо не паниковать, а принять вызов финансовой стихии и обратить его на пользу.ВИКТОР МАТИЗЕН Новые Известия |