В одну кучу. В отличие от европейских мегаполисов в российской столице не приживается сортировка мусора
|
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН |
На днях Департамент ЖКХ и благоустройства Москвы подвел итоги двухлетнего эксперимента по установке контейнеров для раздельного сбора мусора. Оказалось, что москвичи выкидывают в эти контейнеры все подряд, а коммунальщики, в свою очередь, смешивают даже то немногое, что разделили граждане. По мнению экспертов, сортировке мусора препятствует неразвитое экологическое сознание. Городские власти тем временем планируют к 2015 году увеличить количество многосекционных контейнеров в шесть раз.
Один из пунктов для селективного сбора мусора корреспондент «НИ» нашел недалеко от редакции возле метро «Преображенская площадь». Из стены торчат несколько откидывающихся металлических ящиков-карманов, напоминающих почтовые. На каждом из них написано, для каких отходов предназначен ящик. Однако в ящике для бумаги лежит помимо бумаги еще и пластик, в ящике для пластика – стекло, и только в отделении для стекла в основном лежат стеклянные бутылки и банки. Еще несколько куч с самым разнообразным мусором лежат прямо перед ящиками. К зданию подходит девушка с большим черным пакетом и бросает пакет в тот ящик, который оказался к ней ближе и к которому было проще подойти. «Конечно, мусор надо выкидывать раздельно. Но не всегда есть время выбирать. Собирать дома тоже не получается: нет-нет, да забудешься и перепутаешь где что. Поэтому я ничего не сортирую», – рассказывает «НИ» местный житель, представившийся Николаем Ивановичем.
По данным Департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, в жилых районах за минувшие два года было установлено 3,5 тыс. контейнеров для раздельного сбора макулатуры, пластиковой тары и стекла. Еще 1 тыс. трехсекционных контейнеров (бумага, стеклотара, пластиковая и алюминиевая тара) размещены в общественных местах – возле станций метро, торговых центров и рынков. Кроме того, в системе раздельного сбора отходов действуют 220 стационарных и мобильных пунктов приема. К 2015 году количество контейнеров планируется довести до 29,2 тыс., а количество пунктов – до 830-ти. Число автоматов для приема пластиковых бутылок и алюминиевых банок почти удвоится – с нынешних 3,4 тыс. до 6,1 тыс.
Однако ставшая в Европе общепринятой сортировка мусора в России воспринимается как экзотика. «Большинство москвичей сбрасывают все отходы в одну кучу. В результате пищевой мусор, который может хорошо разлагаться, загрязняется вредными веществами. Эта смесь складируется в громадные горы, которые отравляют все живое вокруг», – говорит «НИ» доцент кафедры биогеографии географического факультета МГУ Людмила Емельянова. По ее словам, не блещут экологическим сознанием даже работники коммунальных служб: «Когда появились контейнеры для раздельного сбора мусора, туда бросали все, что угодно. Но люди, которые увозят этот мусор, сказали мне, что даже если какая-то часть отходов была собрана раздельно, все потом сбрасывается в одну кучу».
В столичном департаменте ЖКХ общую массу отходов оценивают в 20–25 млн. тонн в год. Из них на вторичную переработку в минувшем году направили 0,9 млн. тонн, в том числе 276 тыс. тонн бумаги, 70 тыс. тонн стекла и 70 тыс. кубометров пластиковой тары. Сколько вторсырья удалось получить через систему раздельного сбора мусора, в департамете ЖКХ сообщать отказались. Завкафедрой техники и технологии переработки отходов Университета инженерной экологии Адам Гонопольский говорит, что в норме доля отсортированных и пущенных на переработку отходов должна составлять не менее 8%, то есть втрое выше, чем сейчас в Москве. Доцент Емельянова винит в происходящем неразвитое экологическое сознание: «Нужно прежде всего научить учителей этому. Те люди, которые учат наших детей, сами прохладно относятся к этой идее».
АСТАМЫР АДЛЕЙБА
Новые Известия
|