Истина в едеШведы пытаются отвлечься от кризиса, поглощая тонны продуктов
Во дворе моего дома в одном из стокгольмских «спальных районов» размещается отделение коммунальной фирмы, обслуживающей окружающие многоэтажки. Парковочная площадка всегда полна одинаковых белых служебных фургончиков, на которых передвигаются сантехники и электрики, работающие в этой компании. При этом каждый день ровно в полдень машины срываются с места, развозя тружеников водопроводно-электрического фронта по ближайшим точкам общепита. Самым популярным местом пополнения запаса калорий среди рабочих до сих пор считалось кафе, расположенное в паре сотен метров от офиса у железнодорожной станции. Но вот уже месяц, как схема движения «сантехнического» автотранспорта изменилась. Раньше фургончики ехали налево, теперь – направо. Эта загадка в буквальном смысле слова всколыхнула микрорайон. В наши нестабильные времена, когда рушатся банки и финансовые системы целых государств, душу так согревает все незыблемое: ежедневный восход солнца, приход субботы после пятницы или, например, привычка местных пролетариев обедать в станционном кафе. «Я все узнала, – со скрытым торжеством мисс Марпл, раскрывшей загадочное преступление, сообщила мне вчера соседка по лестничной клетке Марика. – Теперь наши водопроводчики ездят обедать в «Макдоналдс». Там дешевле. Бедные, они жалуются, что даже нормально посидеть за столом не успевают. Туда три километра, обратно, да еще вечные очереди. Зато они больше тратят на бензин – так ей и надо, этой жадной компании. Представляете, она под предлогом кризиса отменила ежегодный рождественский стол для сотрудников!» Впрочем, соседка-пенсионерка тоже взялась за экономию. Как и всякая следящая за собой благополучная скандинавская старушка, она ежегодно обновляла значительную часть своего гардероба, предпочитая одежду светлых тонов. Теперь ее вкусы изменились самым радикальным образом. «Вот, смотрите. Купила на распродаже. Черная куртка и такие же брюки. Миленько, да? И к тому же немарко. Можно сэкономить на химчистке», – доверительно сказала «мисс Марпл». Переход пожилой дамы с белого на черное отражает общую тенденцию. «Мода в период спада становится более унылой, – говорит Лотта Альвар, сотрудница Svenska Moderadet, профессионального объединения предприятий, выпускающих одежду и обувь. – С одной стороны, покупатели проявляют большую склонность к консерватизму, с другой – крупные сети магазинов опасаются идти на «цветовые» эксперименты, делая ставку на проверенную десятилетиями немаркую одежду приглушенных тонов». Особенно плохи дела у продавцов бытовой электроники. В прошлом году наиболее популярным рождественским подарком «себе, любимому» и близким в Швеции был плазменный телевизор. Теперь, как считает Объединение торговцев, об этой дорогой игрушке люди забудут, выбирая презенты подешевле. Мало кто найдет под новогодней елкой и популярные прежде путевки «выходного дня» на зарубежные курорты. Продажи уже сейчас упали более чем на 10%. Значительная часть населения готовится остаться на родине, причем это касается даже людей с деньгами. Зато пищевая промышленность – на подъеме. По словам исследователя проблем питания Лисы Фораре Винблат, этот феномен объясняется все тем же финансовым кризисом: «В тяжелые времена люди ищут и находят утешение в чревоугодии. Пища поглощается в немыслимых количествах, в том числе вредные сладости и чипсы». Довольна и еще одна категория специалистов – экологи. Как показывает статистика, во время кризиса люди жгут меньше электричества, экономят на стиральных порошках и авиаперелетах, сокращая вредные выбросы в атмосферу. Даже автомобилей на дорогах стало меньше – автобус все-таки дешевле шикарного джипа. В общем, депрессия пройдет, и нация вступит в лучшие времена хоть и несколько отяжелевшей, но зато в окружении воспрянувшей природы и куда более культурно продвинутой. Уже сейчас шведы читают и ходят в кино больше, чем в период высокой конъюнктуры. АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм Новые Известия |
||