Еще один прогноз падения рекламного рынка
Group M, медиаподразделение коммуникационного холдинга WPP, прогнозирует, что в 2009 году спрос на рекламу упадет на 11%. По мнению агентства, отечественные рекламодатели сократят расходы на все медиа за исключением контекстной интернет-рекламы, пишет "Коммерсант".
Основания для такого прогноза дал анализ ситуации в Казахстане и Таиланде, где кризисные явления проявились еще один-два года назад, пояснил "Коммерсанту" Константин Вашенцев, директор по исследованиям сетевого агентства Maxus, входящего в Group M. "В условиях кризиса рекламодатели отказываются в первую очередь от прессы и наружной рекламы",- отмечает он. В 2007 году Group M зафиксировала в Таиланде сокращение рекламных доходов газет на 11%, журналов - на 12%. В Казахстане, где кризис ликвидности начался еще осенью 2007 года, сильнее всего просела наружная реклама, соглашается президент группы Twiga Александр Оганджанян. По его словам, местные операторы вынуждены были снизить расценки на 30-40%.
Константин Вашенцев уточняет, что прогноз отражает ситуацию на ноябрь, когда все сделки по размещению рекламы на 2009 год были приостановлены.
Опрошенных "Коммерсантом" экспертов удивили оценки не столько 2009-го, сколько текущего года. По версии Group M, в 2008 году расходы на медийную интернет-рекламу (баннеры, всплывающие окна и другие форматы) вырастут всего на 10%, но уже по итогам девяти месяцев они увеличились на 55%, до 4,4-4,5 миллиарда рублей, напоминает директор по маркетингу агентства MindShare Interaction Юлия Удовенко. По ее мнению, за весь год сегмент в любом случае продемонстрирует 45-процентный рост. Доходы операторов наружной рекламы за три квартала выросли на 14%, до 33,8-34 миллиардов рублей, по итогам всего года прирост также будет не ниже 14%, до 46 млрд руб., уверен гендиректор исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин. Однако он не исключает, что в 2009 году падение действительно составит 18%.
На этом фоне, правда, крупнейший в стране продавец телерекламы - группа "Видео Интернешнл" - продемонстрировал оптимизм. Вчера группа сообщила, что договорилась с компанией Reckitt Benckiser (владеет брендами Calgon, Cillit, Vanish и входит в Топ-10 рекламодателей на ТВ, рекламный бюджет в 2007 году - более 58,5 миллиона долларов) о размещении рекламы на весь 2009 год. В рамках сделки на 2008-2010 годы Reckitt Benckiser даже увеличила закупаемый на следующий год объем телерекламы.
Об оживлении ситуации на рынке свидетельствуют и производственные студии, специализирующиеся на съемках телерекламы. После двух месяцев простоя наконец-то начались тендеры на съемку новых роликов в конце января, констатирует исполнительный секретарь некоммерческого партнерства производителей рекламы Анна Шарова.
Напомним, что ранее самый пессимистический за последнее время прогноз развития российского рынка представили аналитики компании Credit Suisse. Согласно их прогнозам, рост рынка рекламных услуг в России в следующем году упадет на 10% в долларовом выражении.
По данным Credit Suisse, в следующем году общий объем рынка рекламы в России снизится более чем на 10%. Больше всего уйдут в «минус» радиорынок (-19%) и пресса (-14%). Положительная динамика ожидает только Интернет. В следующем году он приростет на 2%. Аналитики Credit Suisse также понизили прогноз объема рекламного рынка на этот год. С учетом «самого провального» четвертого квартала, индустрия покажет прирост 15,6%. Sostav.ru прогнозировал общий рост рынка за 2008 года в районе 20% (275,4 миллиарда рублей).