20.02.2009

Вторая после телевидения

Отрасль BTL заработала в 2008 году более 70 миллиардов рублей

Вадим Куликов
Сопредседатель комитета маркетинговых
услуг АКАР Вадим Куликов
Быстрее рынка рекламы в целом росли доходы отрасли маркетинговых услуг (BTL) в 2008 году. По подсчетам экспертного совета Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и Российской ассоциации маркетинговых услуг (РАМУ), отрасль BTL по объему рынка заняла второе место после телевидения, заработав 71,2 миллиарда рублей. Если для других медианосителей, кроме интернета, эксперты сохраняют пессимистические прогнозы на 2009 год, BTL-сегменту пророчат нулевой рост.

АКАР придерживается традиции не включать объем рынка BTL в общую сумму доходов рекламного рынка за год (267 миллиардов рублей). Тем не менее, если прибавить к успехам индустрии объем отрасли маркетинговых услуг, получается довольно внушительная сумма – порядка 340 миллиардов рублей.

2008 год

Самым динамичным сегментом BTL-отрасли по итогам 2008 года, экспертами признан Consumer Promotion (стимулирование потребителей). По сравнению с 2007 годом он вырос на 21% и составил 17 миллиардов рублей. Стабильный рост показал сегмент директ-маркетинга (включая СRM) – 24 миллиарда рублей. Прирост обусловлен значительным ростом цифровых коммуникаций в бюджетах BTL.

Наименьший рост показал event-маркетинг. На него особенно повлиял конец 2008 года, когда были отменены многие корпоративные, светские мероприятия и праздники. Компании отказывались приглашать зарубежных и российских звезд шоу-бизнеса. «В результате сегмент провалился на 30-40% за IV квартал», - говорит сопредседатель комитета маркетинговых услуг АКАР Вадим Куликов.

Объем рынка маркетинговых услуг

**Бюджеты/млрд. рублей

Cегменты

2005

2006

2007

2008

Рост в %

Млрд. рублей

Consumer Promotion

10,2

11,7

14,1

17

21%

Trade Promotion

9,0

10,8

13,3

16

20%

DM (включая CRM)

11,0

17,1*

20,4

24

18%

POSM and In-Store Visual Communications

включая:

- permanent

- non permanent

- visual communications

5,6

6,8

8,3

9.8

18%

Event marketing (не включая спонсорство)

2,2

3,5*

4,1

4.4

7%

ИТОГО по рынку

38

49,9

60,2

71.2

18%

Средний курс руб./$ за год

28,29

27,17

25,56

24.87

2006* - данные ДМ скорректированы

2006* - данные по event-marketing скорректированы

**Использованы данные: АКАР, РАМУ, РАДМ, POPAI Россия, НАДТ

2009 год

В это году эксперты прогнозируют стабилизацию рынка BTL. «В 2009 году отрасль, скорее всего, продемонстрирует объемы 2008 года, но не упадет ниже 60 миллиардов рублей», - считает господин Куликов. Из-за кризиса ожидается существенный провал в первом полугодии.

Рынок BTL претерпит значительные структурные изменения: выживут крупные холдинги и агентства, занимающие основную долю рынка. Перспективными направлениями в этом году эксперты называют Trade Promotion и Consumer Promotion, так как на первое место у производителей выходит задача продаж своих товаров.


Дмитрий Захаркин, Sostav.ru