Башня «Россия» станет паркингомКризис остановил реализацию самого амбициозного московского проекта
Сенсационное признание главного архитектора стало абсолютной неожиданностью даже в самой мэрии. Как рассказал газете ВЗГЛЯД источник информации в стройкомплексе Москвы, до последнего времени в администрации города обсуждалось много вариантов решения вопроса «самого амбициозного недостроя». Но, по всей видимости, «Александр Кузьмин понял, что все равно ничего не выдумать при отсутствии денег, и сделал это признание», подчеркнул источник ВЗГЛЯДа.
«О башне, скорее всего, придется просто позабыть, может быть, будет сквер… или паркинг» Башня «Россия» в московском международном деловом центре «Москва-Сити» должна была стать самой высокой в Европе. История проекта началась еще в 1993 году, когда американская архитектурная компания Skidmore, Owings & Merrill LLP предложила первый вариант строительства небоскреба. Варианты, генподрядчики и инвесторы менялись, и долгие 12 лет проект был фактически бесхозным. В 2005 году его взяла на себя компания Шалвы Чигиринского Russian Land, обыгравшая многих фаворитов-застройщиков тем, что выставила в авангард борьбы за стройподряд одного из самых модных и авторитетных в мире архитекторов – британца Нормана Фостера. Он спроектировал очень смелый трехгранный 118-этажный небоскреб высотой 612 метров, который был призван стать олицетворением «новой эпохи России».
Напомним, что еще на прошлой неделе мэр Москвы заявлял, что, несмотря на кризис, строительство в «Москва-Сити» замораживаться не будет. «Я принял особое решение, когда разразился мировой кризис, приехать в «Сити», чтобы решить ряд вопросов и поддержать тех инвесторов, которые хотят продолжать работать, – сообщил Юрий Лужков. – В этом году мы должны перейти экватор и выполнить основные задания. Только по некоторым объектам сроки могут быть перенесены, все остальные остаются в графике. Башни сдаются в эксплуатацию и заселяются».
Также на прошлой неделе столичные чиновники сообщили, что, отвергнув варианты радикально урезать башню «Россия» с 612 до 200 метров, как это предлагали ряд депутатов Мосгордумы, столичное правительство готовится к «коренному пересмотру всего облика небоскреба». Эксперты, к которым обратилась газета ВЗГЛЯД с просьбой прокомментировать эти варианты, говорили только одно: проект Фостера – лучший, не стоит из очень хорошего делать «лучшее». К тому же, хоть башня «Россия» и не выросла за последний год ни на сантиметр, на работы уже потрачено более 100 млн долларов.
Как ни странно, но самым радикальным оказался главный архитектор столицы, сообщивший, что деловой центр уже испытывает дефицит автостоянок. «Строительство паркинга на месте башни «Россия» позволит хотя бы временно снизить остроту проблемы. А там, глядишь, у инвесторов вновь появятся деньги на сооружение самого высокого небоскреба Европы», – говорит Александр Кузьмин.
В конце прошлой недели тот же главный архитектор на закрытом совещании у мэра Лужкова отказал в перспективности усечения башни автору идеи – директору института «Моспроект-2» Михаилу Посохину. «Это слишком дорогой проект, – пояснил Александр Кузьмин. – В условиях мирового финансового кризиса инвестору его просто не потянуть». И в самом деле, еще по докризисным оценкам реализация проекта башни «Россия» оценивалась в 1,5–1,7 млрд долларов.
Тогда же мэр заверил инвесторов, что сделает все для того, чтобы основная часть объектов делового центра была завершена к концу 2009 года. Прежде полное окончание его строительства планировалось в 2010 году. Исключение составляла как раз лишь башня «Россия», которую компания «СТ Тауэрс» Шалвы Чигиринского должна была достроить в 2012 году. Но под давлением огромных долговых обязательств девелопер отказался от проекта, а до того, еще в конце прошлого года, попытался продать право застройки за 50 млн долларов. Но и за такие деньги желающих строить «Россию» не нашлось.
Напомним, в готовом виде проект башни «Россия» был представлен на выставке недвижимости MIPIN-2006 в Каннах. К этому моменту его автор, британский архитектор Норман Фостер, уже поступился своим первоначальным замыслом по вознесению небоскреба на тысячеметровую высоту. Власти Москвы отвергли это предложение, усомнившись в устойчивости такого сооружения. В новом варианте 612-метровый небоскреб в виде трех крыльев, устремленных вверх, должен был, по словам Фостера, гарантировать прочность.
Предполагалось, что первые десять этажей необычного здания займет стилобатная часть, в которой разместится паркинг на 3 740 мест, в нижней части – офисные помещения с крупным конференц-центром, в средней части – гостиницы и зона SPA с досуговым комплексом, включая казино, парк аттракционов и смотровую площадку, а верхние этажи будут отданы под апартаменты. Для удобства тех, кто в этом здании будет жить и работать, под ним планировалось построить станцию метро с выходом непосредственно в атриум башни, расположенный в ее нижней части.
«Обрезание башни», как сообщала британская пресса, Норману Фостеру не понравилось. По его мнению, «небоскреб-карлик» не нужен вообще никому, да и концепцию всего «Москва-Сити» придется в этом случае кардинально пересматривать, считает британский архитектор. Схожую точку зрения высказал и президент Российской академии архитектуры и строительных наук, президент МАРХИ Александр Кудрявцев. Но его оценке, «Москва-Сити» не зря называли «русским Манхэттеном» – он, как и деловой центр в Нью-Йорке, ценен тем, что небоскребы здесь представляли словно срез времени – все разные и словно из разных эпох».
«Изменение высоты кардинально изменит весь проект с точки зрения композиции, – соглашается и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. – О башне, скорее всего, придется просто позабыть. Что появится вместо нее? Это может быть здание полукругом, в виде треугольника, группы башен... В общем, будем думать».
|
||