21.05.2009

Дело "Арбата Престиж": ставка не сыграла

Суд не принял 240 млн рублей, предложенных в качестве залога за освобождение Владимира Некрасова и Семена Шнайдера

По 120 млн рублей предложили адвокаты в качестве залога (сумма рекордная в истории России) за освобождение из-под стражи владельца компании "Арбат Престиж" Владимира Некрасова и бизнесмена Сергея Шнайдера, более известного как Семен Могилевич. Обоих обвиняют в неуплате налогов на сумму менее 50 млн рублей. Данное ходатайство было заявлено вчера в ходе предварительного слушания по делу в Тушинском суде Москвы. Однако судья Зинаида Иванова не только отказалась от "сделки", но и объявила, что рассмотрение дела по существу будет проходить в закрытом режиме - это якобы необходимо для обеспечения безопасности участников процесса.

47-летний Владимир Некрасов и его 63-летний знакомый, числившийся консультантом фирмы "Эвергейт" Сергей Шнайдер, находятся под стражей с 23 января 2008 года. Главное управление МВД по Центральному федеральному округу обвиняет их в уклонении уплаты налогов и сборов с организации в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК), что предусматривает наказание до шести лет лишения свободы. 49,5 млн рублей. - именно в такую сумму, как считает следствие, компания "Арбат Престиж" не заплатила в виде налогов в 2005--2006 годах. Дело передано в Тушинский суд, поскольку именно на подведомственной ему территории находится 46-я налоговая инспекция, куда парфюмерно-косметическая фирма перечисляла налоги.

Благодарность от МВД

Прежде чем заявить ходатайство об освобождении подсудимых из-под стражи, защитники (на заседании присутствовали 10 адвокатов) вначале попросили исключить из дела ряд доказательств. Кроме того, они настаивали на возвращении дела прокурору для устранения недочетов, допущенных в ходе следствия. Адвокаты утверждали, что обвинительное заключение составлено с нарушениями закона, а предъявленное их подзащитным обвинение неконкретно. "Шнайдеру вменяется то, что он склонил Некрасова к совершению преступления, но из материалов дела не понятно, каким образом. От неконкретного обвинения невозможно защищаться", - заявил корреспонденту "Газеты" в перерыве закрытого заседания адвокат Шнайдера Александр Погонченков. В свою очередь защитник Владимира Некрасова Александр Добровинский рассказал, какие, на его взгляд, имеются огрехи в обвинительном заключении: "Так, Некрасова обвиняют в том, что он подписывал и подавал налоговые декларации компании в 2005--2006 годах, тогда как этого на самом деле не было". Однако судья Зинаида Иванова отклонила ходатайство о возвращении дела прокурору и не стала исключать доказательства.

Настаивая на освобождении своих подзащитных из-под стражи, адвокаты ссылались на то, что один год и четыре месяца, проведенных их клиентами в СИЗО, - уже достаточный срок и держать их там дальше оснований нет. Защитники передали суду ряд характеризующих Владимира Некрасова документов. Они указали, что до ареста коммерсант активно занимался благотворительностью и даже имеет благодарности от МВД.

Залог за счет адвоката

Надо сказать, что рекордный залог в 240 млн рублей за обоих подсудимых (напомним, в апреле прошлого года суд отказался выпустить Некрасова и Шнайдера под залог в 150 млн) предложил адвокат Александр Добровинский, не скрывающий того, что он является далеко не бедным человеком. Александр Погонченков апеллировал к плохому состоянию здоровья своего подзащитного, который страдает рядом хронических заболеваний, а также ишемической болезнью сердца, и имеет проблемы с дыханием. "Он даже спит с дыхательным аппаратом", - отметил защитник. Подсудимые заверили, что в случае освобождения они не будут скрываться. Из-за закрытой двери было слышно эмоциональное выступление главы "Арбата Престиж". "Что я сделал, чтобы сидеть под стражей? - возмущался Некрасов. - Я что - насильник, маньяк, я кого-то ограбил? На основании чего я должен сидеть?" Бизнесмен указал, что "Арбат Престиж" была крупнейшей компанией в Восточной Европе и платила миллиарды рублей налогов в бюджет.

В свою очередь гособвинитель просила оставить подсудимых под стражей и к тому объявить процесс закрытым. Последнее предложение вызвало недоумение у защиты, поскольку прокурор не указала, на каком основании это может быть сделано. "Закон предусматривает целый ряд оснований для закрытия процесса. Подсудимые у нас вроде совершеннолетние, а дело - экономическое и не представляет гостайну", - сыронизировал Погонченков. Для того, чтобы принять решение, судье потребовалось полтора часа, в течение которых журналистов, прибывших освещать этот громкий процесс, судебные приставы выставили из здания суда под дождь.

В итоге Зинаида Иванова оставила фигурантов дела под стражей, объяснив это тяжестью вмененных Некрасову и Шнайдеру обвинений. И если подобное решение не вызвало удивления у адвокатов, то постановление о закрытости процесса стало неожиданным. "Подсудимые этого не просили", - возмущался адвокат Некрасова Александр Аснис.

Рассмотрение дела по существу начнется 1 июня.

МАРИЯ ЛОКОТЕЦКАЯ

Газета