PR разошелся с рекламой
Во II квартале возобновился рост доходов PR-рынка
Пока рекламная индустрия рапортует о безудержном падении объемов, участники рынка PR говорят об оживлении. Примечательно, что возобновлению роста отрасли предшествовал небывалый спад - в I квартале доходы PR-рынка рухнули на 50%. С учетом нынешней ситуации, падение по итогам года может составить не более 15%.
Рынок PR-услуг приходит в себя, считают в агентстве "Сокур и партнеры" (обслуживает Jaguar, Land Rover, Toshiba, Kodak, BAT и др.). "Уже со второго квартала возобновился медленный рост, который, как мы ожидаем, продолжится до конца года", - говорит директор компании Дмитрий Сокур. По его подсчетам, объем рынка PR по итогам 2009 года достигнет 850 миллионов долларов (в 2008 году - около 1 миллиарда долларов).
Президент "Михайлов и Партнеры" Юлиана Слащева полагает, что даже самые сильные клиенты теперь заняты только вопросами выживания. "Стратегические коммуникации становятся тактическими. - говорит она. - Основная задача - продемонстрировать аудитории, что компания по-прежнему работает". Новая ситуация в экономике заставила крупных игроков более тщательно следить за эффективностью маркетинговых расходов, признают в другом крупном агентстве.
Участники рынка считают, что падение объемов в начале года связано, прежде всего, с сокращением бюджетов на проведение мероприятий и дополнительные услуги (аналитика, стратегическое консультирование, программы лояльности). При этом в начале весны на рынке началось оживление агентской активности. Многие компании стали сообщать о выигранных тендерах или возобновленных контрактах.
По мнению директоров по маркетингу большинства компаний, опрошенных "Сокур и партнеры", расходы на агентское вознаграждении сократилось незначительно. Компании урезали гонорары агентств не более чем на 10%. "Большинство годовых абонентских контрактов укладывается в диапазон от 120 до 180 тысяч долларов", - констатирует господин Сокур.
"Перегретые" цены прошлого года сыграли с отраслью злую шутку. Ранее компания Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO) опубликовала исследование PR-рынка, где говорится, что в 2008 году Россия стала мировым лидером по темпам прироста (33%) совокупных гонораров агентств.
Согласно же данным АКОС, рост PR-рынка в 2008 году составил 43% (до 2,5 миллиарда долларов), рынка PR-услуг (включая гонорары агентств и накладные расходы третьих сторон) - 25% (до 1 миллиарда долларов). В 2009 году, по прогнозам компании, будет наблюдаться падение объемов до уровня 2007 года.
"Сегодня самым перспективным видом PR в мире являются кризисные коммуникации, - пояснила в беседе с Sostav.ru председатель АКОС и генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard Елена Фадеева. - Растет интерес к цифровым СМИ и другим новым видам медиа. Устойчивые позиции занимают внешние связи, внутрикорпоративные коммуникации и здравоохранение". По ее словам, в России в 2009 году больше всего сократятся (на 80%) PR-бюджеты компаний автомобильного и строительного секторов.
Дмитрий Захаркин, Sostav.ru