24.06.2009

Кризис среднего возраста

Каждый четвертый автомобиль в России пробегал более 20 лет

Многие россияне так и не успели
пересесть со старых «Жигулей» на новые иномарки.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
По опубликованным вчера данным, в РФ насчитывается более 8 млн. легковых автомобилей, возраст которых превышает 20 лет. Это почти четверть всего российского автопарка. Относительно «молодых» машин – до 10 лет от роду – в нашем автопарке более 15,5 млн., или 44% от общего количества. Специалисты отмечают, что такое количество старых авто характерно только для стран с низким уровнем доходов населения.

Состояние автопарка страны можно смело считать зеркалом благосостояния государства, покупательской способности населения, уровня его доходов. Красноречивы, например, следующие данные аналитиков: в России на 1 тыс. человек сегодня приходится примерно 200 авто, а, например, в Германии и Италии – порядка 600. Но дело не только в количестве, но и в качественных показателях этих «статистических» машин.Четыре предкризисных года были отмечены ростом доходов россиян, что сразу же отразилось на состоянии автопарка страны. Например, в 2007 году на фоне фантастического роста цен на нефть российский рынок по продажам легковых машин вышел на третье место в Европе. За год он вырос на 35,5%, и аналитики предрекали, что при сохранении таких тенденций нам хватит не более двух лет, чтобы стать самым крупным авторынком Европы. При этом продажи иностранных машин в России росли на 59%, а вот популярность отечественных моделей снижалась более чем на четверть. Из чего и следует, что при повышении доходов российский потребитель предпочитает все же пересаживаться с отечественной машины на иномарку, причем новую. Исходя из имевшихся тогда тенденций, специалисты прогнозировали, что к 2012г. число иномарок на российских дорогах сравняется с числом отечественных авто.

Но в конце 2008 года кризис затронул сферу автокредитования, и потребительская эйфория пошла на убыль.

По статистике, каждый третий российский автовладелец, вынашивавший планы сменить машину, предпочел от этих планов на неопределенное время воздержаться. Хотя импортные машины все же продолжали покупать, но прежнего роста продаж уже не было.

Из экономии стали смещаться и предпочтения. В 2007году в России было продано 2 млн. 782 тыс. легковых машин на общую сумму 53 млрд. 400 млн. долларов.

Из них лишь 752 тыс. – отечественные авто. В 2008-м общее число продаж составило примерно 1,5 млн. новых авто, но на родной автопром пришлось уже более 1 млн. Всего же на эти цели россияне потратили тогда порядка 10 млрд. «зеленых».

То есть «средний» новый автомобиль нашего потребителя стоит порядка 6–7 тыс. долларов. Это и есть среднестатистическая «автомобильная» покупательская способность россиянина. Однако и она теперь падает, и с конца прошлого года большинство «носит» или скорее «донашивает» то, что имеет.

«Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что такое количество старых автомобилей, как в России, характерно для стран нашего ближнего зарубежья, да и вообще государств бывшего соцлагеря, – рассказал «НИ» председатель Движения российских автомобилистов Виктор Похмелкин. – Конечно, это говорит о достаточно низком материальном благосостоянии населения этих стран. Ведь как только у человека появляются деньги, он пересаживается на машину классом выше. Схожи с Россией по количеству в автопарке автомобилей 10–20-летнего возраста страны Африки, Монголия, Куба. Впрочем, как ни странно, много российских автомобилей я лично видел на Кипре в 1990-е годы. Немало наших автомобилей в Греции. Да и в Англии и Японии с их левосторонним движением я опять же лично наблюдал много наших машин с правым рулем. Восточная Германия одно время достаточно активно покупала российские вазовские автомобили: они были привлекательны ценовой доступностью и тогда еще приличной фиатовской сборкой. Сборка была действительно приличной, поэтому те, кто не мог по финансовым причинам сменить машину, могли при бережном уходе «тянуть» старую достаточно долго. Например, у моего тестя была «копейка» выпуска 1972 года, которая была на ходу до прошлого года». Кроме того, немало российских автомобилей в странах Персидского залива, Латинской Америки, в Турции».

У нас же, по сведениям агентства «Автостат», которое и провело это исследование, больше всего подержанных импортных автомобилей сконцентрировано на Дальнем Востоке, что объясняется упрощенным ввозом из приграничной Японии. Там доля машин в возрасте старше 20 лет составляет 42%. Чуть меньше таких авто на юге России (30,3%) и в Сибири (27,3%). Что касается соотношения «отечественное – импортное», то больше всего изделий родного автопрома сосредоточено в малых и средних городах Поволжья, в центре и на юге России. Но стремление при первой возможности пересесть на иномарку незыблемо. Например, на родине «Лады» – в Тольятти – уже каждый пятый легковой автомобиль (20,2%) – иностранного производства. Город не самый бедный в России, поэтому свой же «народный» автомобиль здесь покупают все меньше. А больше всего иномарок во Владивостоке – их там 89,6%.

ЕЛЕНА ВОРОНЦОВА

Новые Известия