22.07.2009

Вынужденный отпуск

PricewaterhouseCoopers прогнозирует восстановление авторынка только в 2011 году

Вынужденный отпуск,  PricewaterhouseCoopers, «АвтоВАЗ», PwC, Андрей Комаров, EBITDA, автогигант Аналитики консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers прогнозируют падение продаж легковых автомобилей в России по итогам 2009 года на 50--60%, до 1,6--1,3 млн штук. Впрочем, в связи с расширением программы государственной поддержки автокредитования (максимальная стоимость подпадающего под субсидирование ставок автомобиля увеличена до 600 тыс. руб., а размер первоначального взноса снижен до 15%) эксперты ожидают небольшое оживление рынка во втором полугодии. Не стоит ждать и роста производства -- объем выпуска легковых автомобилей в России может выйти на докризисный уровень только к 2011 году.

«Четыре из пяти таких кредитов выдаются на покупку продукции «АвтоВАЗа», -- подчеркивает директор по автомобильной отрасли PwC Андрей Комаров. Но пока это не сильно помогает автогиганту, отметившему 20 июля свое 43-летие. Согласно отчетности по МСФО за 2008 год, чистый убыток «АвтоВАЗа» составил 24,7 млрд руб. против прибыли 3,7 млрд руб. годом ранее. Выручка компании выросла на скромные 2,4%, составив 192,1 млрд руб., а показатель EBITDA и вовсе оказался отрицательным -- 3,3 млрд руб. По данным Интерфакса, эксперты прогнозировали чистый убыток автогиганта, но почти вдвое меньший, а отрицательной EBITDA не ждал никто. Впечатлил аналитиков и уровень задолженности компании -- общая ее сумма по итогам года составляла 120,8 млрд руб., 109,5 млрд из них приходились на краткосрочную задолженность. При этом денежные средства на счетах компании составляли на конец года только 13,75 млрд руб. Вчера же стало известно, что автогигант может остановить главный конвейер с 3 августа по 1 сентября. По данным источников Интерфакса, данное решение уже согласовано с «Ростехнологиями», но готового приказа пока нет. Получить комментарий в «Ростехнологиях» корреспонденту «Времени новостей» не удалось.

Такое положение дел зачастую приводит чиновников и экспертов рынка к мысли о неизбежности банкротства завода, поскольку никакие инвестиции уже не смогут его спасти (с начала года «АвтоВАЗу» было выделено 25 млрд руб.). Так, глава Сбербанка Герман Греф в середине июня высказал мнение, что продукция «АвтоВАЗа» не имеет перспектив, самостоятельно производитель выбраться из кризиса не способен, а потому для сохранения конкурентоспособности автоконцерна нужно в ближайшее время принимать принципиальные решения о пути его дальнейшего развития. Удерживает правительство от кардинальных мер боязнь социальных последствий. Руководство же завода пока упорно доказывает, что реализация антикризисного плана может что-то изменить. «К моменту начала роста рынка мы планируем выйти на него с новыми моделями, а также с модернизированными продуктами, которые будут интересны потребителю. При реализации инвестиционного плана объемом 80 млрд руб. компания намерена к 2014 году полностью модернизировать базу поставщиков, доведя ее до международных стандартов, и выпустить девять новых моделей», -- говорил в конце мая президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин.

Эксперты PwC прогнозируют, что рост продаж автомобилей в России начнется уже в июле, а в декабре объем реализации может составить 150 тыс. штук. Однако они отмечают, что макроэкономическая ситуация ухудшается, и пока на российском рынке наиболее успешно противостоят кризису иностранные производители, имеющие здесь собственные производства. В первом полугодии нынешнего года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом они увеличили свою долю в количественном выражении с 18 до 26%.

«Негативные последствия глобального кризиса для российского автомобильного рынка оказались одними из самых заметных в мире, чему способствовали предшествующий быстрый рост рынка и значительное ослабление рубля», -- отметил партнер PricewaterhouseCoopers Стэнли Рут. По данным PwC, в первом полугодии 2009-го чуть менее 20% автомобилей продавалось в кредит, а в первой половине 2008 года -- более 50%. В целом падение продаж автомобилей в России в первом полугодии составило 55%, в денежном выражении -- 62%. Согласно данным PwC, за полгода выдано около 16 тыс. льготных автокредитов на покупку автомобилей, что составляет около 10% от всех выданных кредитов. Тогда как число заявок на льготные кредиты было в два раза больше. Как заключают эксперты PwC, около 2% автомобилей, реализованных в первом полугодии, продано с использованием субсидируемых государством процентных ставок по кредиту.

Ирина ЦЫРУЛЕВА

Время новостей