Где же кружка?Кризис толкает людей от пива к более крепким напиткам
Доклад Ассоциации британских пабов и пивоваренных компаний неутешителен для этого вида бизнеса: из-за трудной экономической ситуации и высоких налогов в стране еженедельно закрываются 52 паба и темпы ликвидации таких заведений ускоряются. В России пиво любят, может быть, и не меньше, но пьют его чаще на лужайках, несмотря на законодательные запреты. Тем не менее рынок пивных все же есть, и его существование сейчас под большой угрозой. По данным маркетингового исследования московского рынка пивных ресторанов, проведенного ЭКЦ «Инвест-Проект», в 2008 году в столице работало около 40 премиальных заведений со средним чеком 50–70 долларов, порядка 550 более демократичных ресторанов, 29 сетевых. С четвертого квартала прошлого года, то есть с того момента, когда в России начался кризис, положительная динамика развития этого сегмента рынка стала резко меняться на отрицательную. «Ресторанный бизнес во всем мире является одним из наиболее рискованных, до 3–5- летнего юбилея доходит около трети заведений, естественно, кризис не оказывает на эту тенденцию положительного влияния», – объяснила «НИ» юрист Федерации рестораторов и отельеров Мария Орлова. По экспертным оценкам, емкость московского рынка пивных ресторанов по итогам 2009 года сократится и составит 473 млн. долларов (в 2008 – 509 млн.), а совокупная выручка будет около 353 млн. долларов. Специалисты прогнозируют общее сокращение этого сегмента рынка в этом году на 11%. Однако дела могут оказаться и гораздо хуже. К сожалению, тенденция перехода на крепкий алкоголь всегда сопровождает трудные финансовые времена. Это обусловлено нелегким психологическим и экономическим состоянием граждан. Но как только ситуация выравнивается, люди снова начинают отдавать предпочтения менее крепким напиткам. До кризиса российский рынок пива не считался насыщенным. У нас на душу населения приходится около 70 литров этого напитка в год. Для сравнения: скандинавы употребляют более 80 литров в год, а немцы – более 140, их опередили чехи, годовая норма которых – 160 литров. Потенциал у отечественной индустрии есть, но в кризис развитие маловероятно. Для бизнеса это, конечно, плохо, а для обывателя – как сказать. О чрезмерной пропаганде пива говорят не первый день. Подростки с бутылками на лужайках – обычное явление. Так что, нам, скорее, нужно думать не о количестве пенного напитка, а о качестве его потребления. ЖАННА ПРИСЯЖНАЯ Новые Известия |
||