Шведы снабдили продукты заботящимися о климате этикеткамиЧтобы стимулировать покупателей приобретать продукты, наносящие при производстве наименьший вред климату Земли, шведские производители товаров придумали снабдить их особыми этикетками. Пока эта инициатива абсолютно добровольная. На сегодняшний день значком "дружелюбный климату товар" обзавелась лишь одна небольшая ферма, производящая молочные продукты к северу от Стокгольма. Известно, что в этой компании уже снизили затраты энергии, а также заменили химические удобрения на обычный навоз. Но представители Ассоциации шведских фермеров (Lantbrukarnas Riksforbund) не унывают – они уверены, что в ближайшем будущем к ним придут и другие фирмы, которые захотят снабдить свой товар "зелёным" ярлыком. Чтобы получить его, достаточно доказать, что в процессе производства товаров были снижены выбросы парниковых газов. "Единственное, что мы пока гарантируем, это факт введения необходимых улучшений. Они могут привести как к 5%-ному, так и к 80%-ному снижению выбросов изменяющих климат газов", — говорит Анна Рихерт (Anna Richert), консультант Ассоциации шведских фермеров и один из разработчиков критериев получения соответствующего значка. Дэниел Ниренберг (Danielle Nierenberg) из института Всемирной вахты в Вашингтоне (Worldwatch Institute) считает, что пока не хватает информации о том, сколько парниковых газов выбрасывается в атмосферу при выращивании, производстве, обработке, транспортировке и продаже тех или иных товаров. Отсюда получается, что невозможно будет оценить (с научной точки зрения), насколько "дружелюбен к климату" тот или иной производитель. Не получилось бы, что под маркой "зелёного" продукта будут выдаваться не только не полезные, но даже вредные товары, сетует она. На это Рихерт возражает, что такого быть не может, так как каждый продукт будет сертифицироваться отдельно. "Мы полностью уверены, что наша система не даст сбой", — добавляет Анна.// New ScientistMEMBRANA.RU |