28.07.2009

Осень – темная даль

Ситуация на рынке труда будет особенно острой в октябре

По самым последним данным Международной организации труда (МОТ), в России сейчас 6,5 млн. безработных. Не зарегистрированных на биржах, а всего граждан, ищущих рабочие места. Пока это 8,9% трудоспособного населения, но, по прогнозам МОТ, осенью доля незанятых может дойти до 14%. Российские эксперты полагают, что самым тяжелым на рынке труда будет октябрь, на который придется вторая мощная волна сокращений. Впрочем, как утверждают эксперты, и сейчас работодатели не церемонятся, избавляясь от «ненужных» сотрудников всеми возможными, в том числе и незаконными, способами.

Одни из главных «рекрутов» в армии безработных – военные: в рамках реформы Министерство обороны в ближайшие два года отправит в отставку 130 тыс. офицеров и прапорщиков. Под большое сокращение в последний месяц также попали работники игорных заведений. Следующими «кандидатами на вылет», по прогнозам экспертов, окажутся сотрудники банков и эмигранты из ближнего зарубежья. Пока же относительное затишье специалисты рынка труда объясняют сезонным фактором.

«Безработные граждане, в частности, те, кто попал под сокращение недавно, до конца еще не осознают происходящее, – рассказала «НИ» управляющий директор кадрового агентства Ирина Крутских. – Многие из них находятся в так называемой «летней эйфории»: отдыхают так, будто бы ушли в отпуск, и живут по принципу «осенью все как-нибудь образуется». Но дно кризиса, о котором не перестают говорить, еще не пройдено. На рынке труда предстоящая осень будет как раз тревожной. Особенно тяжелым будет октябрь, затем все постепенно начнет выравниваться». «Пока ясно одно: с началом осени на рынок труда придут специалисты, потерявшие работу весной и летом, но в силу различных причин принявшие решение не заниматься ее активными поисками до осени», – согласен генеральный директор кадрового центра Андрей Устюжанин.

Руководитель департамента труда и занятости населения Москвы Олег Нетеребский грядущие увольнения среди служащих банков объясняет тем, что осенью в этой сфере возможны новые осложнения. «Это не просто прогноз, это реальность, – поясняет Ирина Крутских. – Служащие банковского сектора уже начали терять работу. 80% сокращенных – бывшие сотрудники бэк-офисов. На улице оказались не только менеджеры среднего звена, но и управляющие, начальники. Также сильно урезают юридические отделы».

Впрочем, есть вероятность, что, увольняя одних, банки будут искать других работников. «Сегодня банкам требуются профессионалы, имеющие большой опыт в сфере кредитования и расчетно-кассового обслуживания. Впрочем, считать это устойчивой тенденцией пока рано», – говорит г-н Устюжанин.

В столице стремительно сокращается также сфера занятости иностранных работников. Для сравнения: на конец 2008 года в Москве их было 300 тыс., сейчас – только 126 тысяч. И хотя официальная (зарегистрированная) безработица в городе самая низкая по стране (0,87%), за последний год она выросла в 2,5 раза. «Официальные данные не до конца отражают действительность, – комментирует эту статистику г-жа Крутских. – К сожалению, безработных намного больше, поскольку немалая доля людей, в первую очередь эмигрантов, работали незаконно. Сейчас они оказываются на улице, и не все спешат вернуться домой».

И все же эксперты не устают повторять, что спрос на хороших специалистов есть всегда. «Мы наблюдаем заметное оживление в строительной сфере. Речь идет о вакансиях самого разного уровня – от главного инженера и директора по строительным проектам до рядового специалиста», – обнадеживает Андрей Устюжанин. По словам г-жи Крутских, сейчас самыми востребованными со стороны работодателей сферами являются финансы, производство и бухгалтерия, а вот количество безработных экономистов и юристов растет. «Какое-то время эти профессии были модными, все стремились получить дипломы по этим специальностям. И зачастую люди получали образование низкого качества в частных вузах. Поэтому сейчас на рынке избыток юристов и экономистов», – объясняет эксперт.

По мнению экспертов, осенью работодатели станут еще более требовательными к кандидатам на вакансии, а заодно и бесцеремонными. Суды уже завалены исками от уволенных с нарушением трудового законодательства, а поскольку рынок труда ожидает новая лихорадка, произвол будет расти.

Алексея Федоренко, финансиста российской «дочки» одного из крупных зарубежных банков, уволили за один вечер. Начальник вызвал мужчину к себе и предложил уволиться по собственному желанию. Федоренко отказался, и тогда руководство банка ликвидировало ООО, в котором он числился, а других сотрудников перевело в новое ООО. Сейчас бывший финансист стоит на бирже труда и судится с банком – по закону его обязаны были предупредить об увольнении за два месяца и выплатить выходное пособие в размере трехмесячного оклада.

В большинстве компаний трудовое законодательство не соблюдают, рассказала «НИ» адвокат Ксения Печеник, специализирующаяся на защите трудовых прав. По ее словам, как правило, начальник предлагает подчиненному уволиться по собственному желанию и угрожает в случае отказа уволить по статье. Большинство работников соглашаются, некоторым удается выторговать для себя дополнительный оклад. «95% людей соглашаются, а 5% отказываются и идут в суд», – поясняет г-жа Печеник.

Особенно часто нарушают права тех, кто принят на испытательный срок. Так произошло с Юлией Белоусовой, которую приняли в магазин продавцом с окладом в 21,5 тыс. рублей. Директор тянула время с оформлением договора, а по истечении месяца заявила, что в кассе у Белоусовой обнаружена недостача как раз в те самые 21,5 тыс. и поэтому она уволена. Экс-продавец подала в суд, требуя выплатить ей зарплату. В суде директор заявила, что «истец у ответчика никогда не работала». Но деньги выплатить пришлось – другие продавцы подтвердили, что Белоусова в магазине работала. «Среди работодателей существует заблуждение, что свидетельские показания в расчет не принимаются. Но это не так», – поясняет «НИ» юрист Центра социально-трудовых прав Галина Енютина.

Усилится осенью опасность и так называемых фиктивных сокращений, сейчас, впрочем, тоже практикуемых. Адвокаты говорят, что им известны случаи, когда сотрудников увольняли после отгула или возвращения из командировки. Начальники утверждали, что никакой договоренности об отгуле не было, а в командировку сотрудника никто не посылал. «Если вы это документально не оформляли, а было джентльменское соглашение, есть вероятность того, что начальство о соглашении забудет и уволит вас за прогул», – предупреждает адвокат. И советует по поводу любого отсутствия на работе подавать документы в двух экземплярах и оставлять себе один, с резолюцией «Не возражаю».

По словам Галины Енютиной, встречаются и провальные дела, когда начальство фальсифицирует документы задним числом, а свидетелей, которые могли бы это опровергнуть, у работника нет. Судиться с работодателем придется от полугода до года. После подачи заявления нужно ждать месяц-полтора, пока суд определит дату начала процесса. Затем будут переносы заседаний из-за болезни участников процесса или неявки свидетелей. И обжалование во второй инстанции, если после проигрыша в первой работодатель все равно не захочет расплачиваться с уволенным по полной.

Некоторые добиваются восстановления на прежней работе. Так было с клиенткой адвоката Ильи Строкова. Пока женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком, в компании произошла реорганизации и потребность в сотруднице отпала. Поэтому, когда она вышла, ее тут же уволили «в связи с существенными изменениями условий производства». Суд оказался на стороне истицы – обязал восстановить ее на работе и выплатить деньги за вынужденный прогул. Но женщине стали давать заведомо невыполнимые задания. И вскоре уволили уже по дисциплинарной статье.

ЖАННА ПРИСЯЖНАЯ, ЮЛИЯ КАЛИНИНА

Новые Известия