31.07.2009

Банки перехитрили прессу

Кризис заставил финансовую систему искать альтернативные пути для PR

"Возьмем любую отчетность по МСФО за 2008 год -
какие мы видим комментарии СМИ?
"Плохая у них отчетность, убытки, ой, как у них все плохо!",
"Хорошая отчетность? Да они скрыли всё, нахимичили!".
Короче, всё, что в СМИ не дай, всё равно окажется плохо!"

Руководитель PR-службы крупного банка


"Жареные факты" чуть не погубили репутацию известнейших банков страны. По воле рока они первыми приняли на себя удар наспех сколоченных новостей о кризисе. И пока читатель требовал "хлеба и зрелищ", банковским пиарщикам приходилось сиюминутно вспоминать приемы давно минувших лет (кризис 1998 года). Новой тактикой стало "медиамолчание".

Кризис вызвал ощутимые изменения реакций целевых аудиторий на сообщения банков. В спокойные годы новость о закрытии дополнительного офиса или тактических кадровых рокировках, была интересна, в лучшем случае, специализированным информационным агентствам. Зато в последние месяцы - даже старушки у подъездов не перестают обсуждать "дефицит ликвидности" какого-нибудь кредитора.

"Сообщения банков вызывали массу публикаций, зачастую негативных", - говорят в компании "Р.И.М. Porter Novelli", которая на днях опубликовала исследование "Репутация банка как фактор конкурентоспособности в условиях экономического кризиса". Аналитики изучали банковские коммуникационные тактики в период первой волны кризиса (осень 2008 - весна 2009).

Одним из выводов исследования стало то, что редакционная политика крупных отраслевых СМИ, которые вовсю пропагандировали идею краха финансового рынка, подтолкнула банки к поиску альтернативных - прямых каналов коммуникаций с клиентами. Некоторые банки постарались ограничить число собственных упоминаний в СМИ. "Для этого во многих из них был сужен спектр обсуждаемых в прессе тем", - объясняют Sostav.ru аналитики "Р.И.М. Porter Novelli".

Один из участников опроса (директор по связям с общественностью одного из банков) описывает такой случай: "Наши акционеры решили сделать допэмиссию. На фоне кризиса это явный позитив, но мы об этом почти не говорили по одной простой причине: журналисты буквально были обязаны найти и в этом что-то плохое".

"Сокращение или вообще отказ от общения со СМИ нельзя рассматривать как решение проблемы, - парирует в беседе с Sostav.ru генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard, председатель Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) Елена Фадеева. - Как известно, если вы не расскажете, что хотите, это может быть рассказано за вас, и вы вряд ли сможете контролировать достоверность сообщения".

По ее словам, в ситуации, когда даже незначительная новость может вызвать огромный резонанс, особенно важно избегать появления слухов или недостоверной информации, способной пагубно сказаться на репутации банка.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru

Банки, СМИ, генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard, АКОС, Елена Фадеева, Промсвязьбанк, Альфа-Банк, Уралсиб, ВТБ, Возрождение
Банки-участники исследования