12.08.2009

Берегись автомобиля

Россияне еще долго будут бояться покупать новые машины

Россиянин, машина, автомобиль, цена, продажа, легковой автомобиль, импорт, местное производство, марка, источник, бизнес
 
Вчера комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в РФ сообщил: продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России за семь месяцев этого года снизились на 50%. Падение в июле (к июлю прошлого года) было еще ощутимее – 58%. Дно автомобильного кризиса еще не пройдено, в один голос заявляют эксперты.

Падение продаж коснулось практически всех реализуемых в стране машин. Популярные еще сравнительно недавно Ford, Nissan, Toyota, Mazda, Honda, Fiat показали в июле более чем 70-процентное падение. Самой продаваемой в прошлом месяце оказалась Lada Priora – 10,3 тыс. штук (в 2008 году – 13,673 тыс.). На втором месте Lada Samara – 7973 штуки и при этом 54% падения. Народ по-прежнему берет вазовские «пятерки» и «семерки» (5467 штук, снижение 59%). Но динамика и у них отрицательная. По итогам июля в «плюс» вышли лишь два авто – китайская Geely и американский Hummer.

По данным агентства «Автостат», в первом полугодии 2009 года на автомобили стоимостью до 10 тыс. долларов приходилось около 35% российского рынка. Это говорит о том, что автолюбитель живет в режиме строгой экономии. Самыми же популярными иностранными брендами по итогам последних месяцев стали Renault Logan (5,1 тыс.) и Ford Focus (3,4 тыс.).

По мнению председателя Движения автомобилистов России (ДАР) Виктора Похмелкина, дно автомобильного кризиса еще не пройдено. «Будет и новая волна, ведь ситуация в автопроме очень тяжелая, – рассказал «НИ» эксперт. – Даже если бы финансовый кризис уже прошел, люди все равно какое-то время переживали бы его последствия, зализывали раны. Но его нижняя точка еще впереди. Соответственно, автомобильный рынок в ближайшее время расти не будет». По его словам, июльские 58% снижения – не предел. «Нам есть куда падать, это совершенно точно, – утверждает г-н Похмелкин. – Понятно, что к случившемуся кризису не были готовы производители, но, к сожалению, и автодилеры впали в полный ступор. Да, они пытаются как-то приспособиться – например, продлевают гарантию на новые авто с трех до четырех лет, обещают дополнительные сервисы, но в корне это ситуацию не улучшает». Аналитик также подчеркнул, что оживившийся интерес к вторичному рынку авто пока нельзя назвать тенденцией – спрос вырос, но незначительно.

«Что касается программы льготного кредитования, то она не сделает погоды – люди нахлебались кредитами, при этом банки дают займы очень неохотно – с множеством оговорок и условий», – отметил председатель ДАР. «Субсидирование автокредитования дает ничтожный процент роста. В натуральном выражении, то есть в штуках, автомобильный рынок рушится стремительно, – согласился с такой оценкой в разговоре с «НИ» руководитель группы по обслуживанию предприятий автопрома агентства Ernst & Young Иван Бончев. – Статистика абсолютно достоверна. По нашим прогнозам, на конец года ситуация кардинально не изменится – около 60% падения. Хотя ухудшить положение может новая девальвация рубля. Это при том, что таких серьезных скидок на автомобили, какие были в прошлом году, ждать больше не стоит. По самому оптимистичному сценарию улучшение может наступить только во второй половине 2010 года».

ЖАННА ПРИСЯЖНАЯ

Новые Известия