Брюки возвращаютсяВ кризис российские компании стали больше обращать внимание на одежду сотрудниковЗа последние годы в России выросла популярность офисного дресс-кода, свидетельствуют исследования социологов. Процесс развивается с очень большой скоростью. В докризисном 2008 году стиль одежды регламентировали внутренними нормативными документами и строго контролировали 11% компаний, сегодня – уже 16%. Для сравнения: два года назад таким вопросам уделяли внимание лишь 8% работодателей. А это, надо сказать, бьет по карманам работников. Сразу отбросим тех, чья профессия требует определенного стиля априори – врачей, милиционеров, пекарей и Деда Мороза со Снегурочкой. Офисный же дресс-код, он же кодекс одежды, – понятие растяжимое и индивидуальное для каждой компании. И, конечно же, правила одеваться определенным образом не всем сотрудникам приходятся по душе. «В нашей компании дресс-код абсолютно безоснователен. И это еще одна причина, по которой я не хочу работать в этом месте. Требовать от работников соблюдения кодекса одежды и при этом приклеивать линолеум на полу скотчем – это полнейший бред», – возмущались некоторые участники опроса, проведенного недавно исследовательским центром Superjob. Но все же в крупных корпорациях, например, инвестиционных компаниях или банках, строгий деловой стиль обязателен – он не отвлекает сотрудников от работы и помогает настроиться на серьезный лад, считают эксперты. Так, мужчинам разрешается носить только строгие однотонные или полосатые костюмы классических цветов – черного, синего или серого в сочетании с рубашкой и галстуком спокойных расцветок. Женщинам можно надеть брючный костюм или юбку с пиджаком классических цветов с блузкой или топом неброских оттенков. Кроме того, не допускаются распущенные волосы – они должны быть аккуратно уложены. Деловую прическу обязательно дополняет макияж – его отсутствие недопустимо, равно как и его наличие в агрессивном варианте. То же самое касается и маникюра: нет – яркому лаку для ногтей, да – классическому, неброскому офисному варианту. Заложники регламента также должны забыть про открытые плечи и открытую обувь – в том числе без задника или на слишком высоком каблуке. Зимой и осенью необходимо брать с собой сменную обувь, и не только по гигиеническим соображениям – согласно регламенту, в офисе нельзя находиться в сапогах. Без чулок и колготок женщинам на работу вход закрыт – даже если на улице жара. При этом чулочно-носочные изделия должны быть исключительно телесных оттенков – сеточка, особенно черная, недопустима. Громоздкие украшения, резкие духи, аппликации на одежде и все остальное, что может хоть как-то выделить из офисной толпы, запрещено. Впрочем, даже там, где официально установлен кодекс одежды, сотрудникам по возможности стараются дать отдых от пиджака и строгой юбки. Например, в некоторых банках и других крупных компаниях существует так называемый джинсовый день – пятница: перед выходными работникам, правда, не всем, разрешается приходить простенько одетыми – в джинсы, свитер, футболку и кеды. Как рассказали «НИ» в одной из крупнейших компаний нефтегазового сектора, кодекс одежды документально у них не прописан, но «все все понимают». Особенно трудно приходится новичкам, которые еще не усели обзавестись надлежащими костюмами, каждый из которых, по словам нашего собеседника, стоит не менее 2–3 тыс. долларов. Более дешевая одежда сразу будет бросаться в глаза, а «это никому не нужно». И если в докризисные времена у служащих было по 3–4 подобные «униформы», то теперь допускается 2–3. Но в большинстве российских компаний стиль одежды до сих пор вольный. Так, 35% респондентов отметили, что у них на работе каждый одевается во что может. 27% участников опроса заявили, что в их компаниях «мода» официально не регламентирована, но существуют негласные нормы, которых принято придерживаться. В этом случае речь идет скорее о легком деловом стиле, который можно разнообразить по желанию. Но и там работодатель, сохраняя в кризис лицо за счет повышения внимания к внешнему виду сотрудников, лезет им в карман. Екатерина Русакова, руководитель пресс-службы известной финской компании, торгующей одеждой по всему миру, рассказала «НИ»: «Конечно, все зависит от подхода. На мой взгляд, строгий деловой стиль менее экономичен, нежели практичный кэжуал. Недорогой офисный костюм – как мужской, так и женский – можно купить за 5–7 тыс. руб. А чтобы не выглядеть каждый день одинаково, нужно пытаться разнообразить аксессуарами – шарфами, браслетами, сумками. Но в деловом костюме, в отличие от кэжуал, вы не пойдете в кино или на прогулку – все равно потребуется повседневная одежда, то есть дополнительные траты. И приобретая деловой костюм, сотрудник зависит от одной цветовой гаммы, а если хочется кардинально разнообразить стиль – нужно идти за новым комплектом. Выбор же качественной кэжуал-одежды огромен – на любой карман. Строгих пиджаков, юбок и брюк вы не найдете в таком количестве». ЖАННА ПРИСЯЖНАЯ Новые Известия |