07.10.2009

Бездельники поневоле

Больше половины трудоспособных москвичей-инвалидов хотят, но не могут найти работу

Рабочих мест, где могут трудиться
слабовидящие, ничтожно мало.
Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
Около 60 тыс. инвалидов сейчас трудятся на московских предприятиях. Но это менее 50% тех людей с ограниченными возможностями, кто может работать, заявила в начале недели первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова. Создание специализированных предприятий с местами для инвалидов пока помогает мало. Сейчас даже полностью здоровому горожанину работу найти нелегко, что уж говорить о москвичах с инвалидностью. Мало того, что они могут выбирать из не слишком пухлой стопки вакансий, так еще и немногие компании мечтают увидеть инвалидов среди своих сотрудников. Фирмы выискивают все новые поводы выкинуть резюме «с ограничениями». Между тем ни пряника, ни мало-мальски грозного кнута для предприятий-«отказников» у столичного правительства нет.

Проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями в условиях кризиса становится все более острой. Сейчас только на московских предприятиях трудятся около 60 тыс. инвалидов, тогда как нормально работать способны около 150 тыс. горожан с ограниченными возможностями. Более чем 50% разрыва эксперты объясняют существующей системой трудоустройства. Раньше во всех компаниях, где были заняты больше 100 человек, устанавливалась трудовая квота для инвалидов – 4%. Если руководство не желало принимать слепого или колясочника на работу, то компания отчисляла сумму в размере прожиточного минимума в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест. В случае если и этого не происходило, приходилось платить штраф – 500 МРОТ для юрлиц, 50 МРОТ – для должностных.

«Для сравнения: на предприятиях Германии квота по инвалидам составляет 8%, – рассказал «НИ» начальник Управления медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Сергей Козлов. – Если в компании больше сотрудников с ограниченными возможностями, – честь таким начальникам и хвала. Если меньше, работодатель выплачивает от 100 до 180 евро в месяц за каждое «пустующее» место. В итоге получается порядка 25 миллионов евро, которые перенаправляются неработающим инвалидам».

Однако закон «О монетизации» с 2005 года отменил выплаты в фонд для предприятий-«отказников». «В Москве теперь заключается трехстороннее соглашение, по которому столичные предприятия добровольно выплачивают компенсационную стоимость рабочего места, – рассказал «НИ» руководитель отдела по трудоустройству районной общественной организации инвалидов «Перспектива» Михаил Новиков. – Многие предприятия отказываются от предоставления рабочих мест из-за отсутствия существенных налоговых льгот».

Но дело не только в этом. Мало просто выделить должность инвалиду – надо обеспечить еще и все необходимые условия для его плодотворного труда. Например, починить вечно застревающий лифт, установить хотя бы подобие пандуса или объяснить сотрудникам, что коллега-инвалид обладает не худшими способностями, чем они. «Нормальному отношению к людям с ограниченными возможностями народ еще учить и учить, нас до сих пор не считают за равных, – поделился с «НИ» «колясочник» Андрей. – До того, как я потерял возможность ходить, я считался неплохим фотографом. Когда же я пытался устроиться в несколько фотолабораторий, то столкнулся с пренебрежительным отношением со стороны сотрудников. Работу получали даже фотографы-любители – только за то, что могли свободно передвигаться. Но, естественно, никто мне никогда не сказал бы, что причина именно в коляске». «Такие случаи происходят часто, однако доказать факт дискриминации практически невозможно, – пояснил «НИ» Михаил Новиков. – Чаще всего отказ мотивируют низким уровнем квалификации или не объясняют вообще».

Столичные власти считают, что спасти инвалидов от безработицы поможет открытие предприятий, где будут работать одни инвалиды. Так, в сентябре на севере города открылся Общественно-деловой центр для инвалидов по зрению со специально оборудованными рабочими местами. Слабовидящие и слепые москвичи принимают от населения телефонные заказы по доставке продуктов питания и предметов первой необходимости по ценам производителей. Каждое из 825 компьютеризированных рабочих мест оборудовано «брайлевским» дисплеем, который преобразует печатный текст в звуковую информацию. Власти хотят открыть такие центры в каждом округе столицы. Похожий центр, но предоставляющий справочные услуги для инвалидов, в скором времени начнет работать и в Красноярске. В случае успеха такие организации могут появиться по всей стране.

Впрочем, эксперты не считают такой ход эффективным. «Эти организации экономически не целесообразны, они будут требовать постоянных вливаний из бюджета, – пояснил «НИ» Михаил Новиков. – Упор необходимо делать на другом: инвалид должен свободно чувствовать себя на открытом рынке труда, нельзя загонять его в подобие резерваций».

АННА СЕМЕНОВА

Взгляд