Россияне экономят на новогодних подаркахКаждый пятый читатель «НИ», судя по всему, на Новый год расщедрится только на свечкиКаждый пятый читатель «НИ», судя по всему, на Новый год расщедрится только на свечки, сувенирных тигрят (грядет год Тигра) и открытки: его траты на подарки составят меньше одной тыс. рублей. Таковы итоги нашего традиционного опроса, который мы провели на сайте «НИ». Треть читателей газеты все же решили проявить чуть большую щедрость и потратить на подарки от одной до пяти тыс. рублей. В этом году в преддверии праздников редакция фактически продублировала прошлогодний опрос, который мы размещали на нашем сайте перед прошлым Новым годом. Мы намеренно сохранили даже те же формулировки ответов. И, что интересно, итоги опросов совпали, причем в некоторых случаях вплоть до процента! По-прежнему лишь каждый двадцатый рискнет в эти нелегкие кризисные времена раскошелиться на подарок стоимостью выше 10 тыс. и выше 30 тысяч рублей. Что, в общем, совпадает с данными Росстата о благосостоянии россиян на 2009 год: лишь 4% граждан зарабатывают более 50 тыс. в месяц и соответственно могут порадовать близких «сувениром» за штуку баксов. Как выяснили «НИ», подарки представители сильного и слабого пола выбирают по-разному. «Мужчины склонны дарить существенные подарки и очень близким людям, а женщины как существа эмоциональные хотят подарить хоть что-нибудь многим, пусть по мелочам, но чтобы всем было приятно», – объяснила «НИ» психолог Наталья Варская. Но не расчет суммы, а выбор индивидуального подарка способен вывести из себя даже самого стойкого человека, и 16% опрошенных поздравят близких лишь на словах. Вряд ли щедрая русская душа жалеет денег, скорее – времени и нервов. «Подавляющее большинство реально испытывает стресс из-за покупки подарков, – выражает «НИ» свое мнение социолог Елена Конева. – Но стрессом становятся не только денежные траты, но и выбор критерия, кому и что покупать». Г-жа Конева предрекает соотечественникам приступ непреодолимой жадности: этот человек – хороший, ему куплю, а вот этот все равно не оценит, поэтому ничего не получит. Чтобы сберечь нервные клетки, которые, как известно, не восстанавливаются, социолог советует вообще отказаться от подарков, не обделяя вниманием лишь детей. Но психолог Наталья Варская – противник такого подхода: «Я знаю многих людей, которые не дарят подарки никому. Конечно, это унылое зрелище, потому что человек чувствует себя некомфортно, он зажался и не хочет ничего отдавать». Экономист Олег Григорьев уверен, что россияне в этом году на подарки потратят меньше, чем в прошлом. «Потребительские настроения крайне негативны. Прошлый Новый год у нас прошел уже чуть менее бурно, чем позапрошлый, но серьезно потребительский рынок упал только весной. И даже производители алкоголя теперь не рассчитывают на то, что люди будут больше пить в этом году», – говорит «НИ» экономист. Рукоделие же в эпоху потребления не в моде: обратиться к своей фантазии и сделать подарки собственными руками готовы лишь 3% читателей «НИ» в Интернете. Алеся ЛОНСКАЯ Новые Известия |