Сети попали в сетиВ России могут быть введены предельные цены на продукты − правда, только в отдельных регионах и всего на 30 дней
Депутат «Единой России» Андрей Голушко внес поправку в законопроект «О торговле», согласно которой в отдельном регионе при подорожании продукта на 30% за месяц на него можно ввести предельную цену. Это распространяется на основные продовольственные товары − молоко, макароны, хлеб, муку, яйца. Сами сети пока сохраняют спокойствие, они верят, что мера носит форс-мажорный характер и применяться будет лишь в исключительных случаях. Граница хлеба Во внесенном в Государственную думу законе о торговле содержится норма, вводящая возможность установления фиксированной цены на продовольственные товары в регионе, передает «Интерфакс».
«У производителя маржа в районе 15%, у ритейлера не превышает 10%» Как сообщает агентство, применение такой меры допускается в случае, если в течение последних 30 дней на территории отдельного региона или регионов рост розничных цен на отдельные социальные товары составил более 30%. Такая мера, согласно поправке, вводится на срок не более трех месяцев. По данным «Интерфакса», подобную поправку внес в законопроект депутат от «Единой России» Андрей Голушко.
Хлеб дорожать не будет Список социальных товаров в законе не определен, однако депутаты предлагают отнести в этот список продукты, с которых взимается налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 10%. Таким образом, к ним относятся некоторые виды мяса, птицы и рыбы, молоко, макароны, хлеб, мука, яйца, овощи, соль, сахар, растительное масло, маргарин, продукты детского и диабетического питания.
Также закон устанавливает порог доминирования в 25% на уровне субъекта Федерации. Другими словами, если в магазинах одной торговой сети объем проданных продуктов превысил 25% от общей по региону, то новые площади сети покупать или арендовать нельзя.
В проекте закона решается и вопрос о «бонусах», то есть о деньгах, которые производитель платит сети за объем закупленных товаров. Общий объем бонуса не может превышать отныне 10% от цены приобретенных продуктов, и не распространяется на социально-значимые товары. Если законопроект пройдет все чтения и будет утвержден Советом Федерации и президентом, то соответствующие «правила игры» будут введены с 1 января 2010 года.
«Ведут себя по-хамски» Столь большой ажиотаж, который окружает принятие закона «О торговле», объясняется двумя факторами. С одной стороны, на ритейлеров жалуются производители. Они обвиняют торговцев в поборах, системе «входного билета» (специальной выплаты за право размещаться на полках той или иной сети), задержке возвратов денег и т. д. С другой стороны, высокие торговые надбавки, особенно в кризисный год, также не могли не вызвать интереса со стороны властей.
Различные государственные органы не раз выступали с инициативами по поводу «реформирования» сетевой торговли. В частности, Минсельхоз предлагал ограничить сетевую надбавку, а после провала этого начинания предложил ввести «Кодекс добросовестных практик», определяющий отношения поставщика и ритейлера. Но и эта идея не прошла.
Летом 2009 года произошел один из самых ярких эпизодов борьбы за «новую торговлю». В минувшем июне президент России отправился во время очередного совещания по поводу закона в обычный московский супермаркет «Перекресток», расположенный в Крылатском. Путина сопровождал, в частности, глава сети X5 Retail Group, которой принадлежат «Перекрестки», Юрий Кобаладзе. Там Путин задал ему сакраментальный вопрос о ценах на свинину и заявил, что надбавка в 120% «очень большая».
Представители власти не скупились на эпитеты в адрес позиции ритейлеров. Так, во время обсуждения торгового вопроса с депутатами Совета Федерации президент страны Дмитрий Медведев заявил, что торговые сети «ведут себя по-хамски» по отношению к производителям.
Безалкогольный предел Стоит заметить, что во многих государствах мира цены на продукты регулируются. Так, в Израиле государство вводит предельную цену на молоко и базовые продукты, такие как творог. Этот предел индексируется каждые два года, в зависимости от производственных издержек. В Греции введен предел цены на безалкогольные напитки, а стоимость пшеницы регулируется специальным Межминистерским комитетом. В Норвегии специальная ценовая инспекция устанавливает предельные цены на мясо и молоко. Во Франции же и вовсе регулируется более 90% цен на сельскохозяйственные продукты.
Сами сети довольно спокойно относятся к инициативе «Единой России». «Для нас поправка не стала новостью, она касается только социально-значимых товаров, которые и так продаются с низкой наценкой», − говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. По его словам, эта мера рассчитана на экстренные ситуации.
Понять спокойствие сетей можно: по словам аналитика Банка Москвы Сабины Мухамеджановой, для самих ритейлеров эта норма не станет обременительной. «В случае ее применения сократят прибыль не сети, а производители − у них сейчас маржа в районе 15%, а у ритейлера не превышает 10%», − отмечает аналитик.
Делиться надо Вообще, эксперты не считают, что установление фиксированной цены на продовольственные товары в регионе каким-то глобальным образом скажется на стоимости продуктов. «Сейчас на рынке пока еще сильны последствия кризиса, люди сократили потребление, поэтому их завлекают скидками, а в таких условиях перестраховываться и завышать цену не нужно», − считает Сабина Мухамеджанова.
По ее мнению, инициатива «Единой России» – норма для экстренных ситуаций, для которых пока нет предпосылок. «Инциденты, подобные 2007 году, когда возник дефицит сухого молока, сейчас маловероятны, так как государством создаются интервенционные фонды», − отмечает эксперт. «Норма, если ее утвердят, действительно, будет применяться крайне редко», − солидарна с ней аналитик БКС Татьяна Бобровская. − Но то, что у государства хотя бы в теории будет такой инструмент влияния на рынок, можно назвать положительным моментом». Тимур Мухаматулин Взгляд |
||