19.01.2010

России прочат автомобильную пятилетку

Топ-менеджеры ведущих мировых автоконцернов считают, что к 2015 году в России будет продаваться не менее 4 млн новых машин

мировые автоконцерны
Фото: Сергей Иванов/ВЗГЛЯД
На российском авторынке, который сегодня находится в глубоком кризисе, к 2015 году будет продаваться до 4 млн машин в год. Об этом говорится в опубликованном KPMG опросе топ-менеджеров ведущих мировых автоконцернов. Эксперты называют подобные цифры «слишком оптимистичными»: по их мнению, управленцы «зомбируют» потенциальных покупателей, уверяя, что кризис уже прошел и сейчас самое время обновить собственное средство передвижения.

Радужные перспективы

«К 2015 году продажи машин в нашей стране вырастут примерно до 3–4 млн машин в год»

Крупнейшие автомобильные компании мира рассчитывают, что к 2015 году продажи новых автомобилей в России вырастут примерно до 3−4 млн машин в год. Об этом говорится в опубликованном в понедельник опросе руководителей международных автокомпаний, проведенном консалтинговой и аудиторской компанией KPMG в сентябре − ноябре 2009 года.

Как сообщают «Ведомости», на вопрос, сколько составит объем продаж автомобилей в России в 2014 году, 43% респондентов ответили: 3−4 млн штук. Тогда как в 2008 году продажи составляли примерно 2,8 млн авто, напоминает KPMG.

Кроме того, 32,14% опрошенных KPMG руководителей считают, что продажи новых машин в России вырастут до 4−5 млн штук ежегодно, а 15,47% уверены, что в России будет продаваться даже более 5 млн автомобилей в год. Еще 7% опрошенных сдержанно оценивают перспективы российского авторынка, полагая, что в 2014 году он составит только 2−3 млн машин. Кроме того, 57,15% принявших участие в опросе KPMG менеджеров считают, что доходы их компаний в России вырастут в течение следующих пяти лет.

На успех не рассчитывают

Оптимистично оценивая рост продаж новых авто в России в целом, на успех местного автомобилестроения менеджеры западных компаний особо не рассчитывают. Как сказано в сообщении KPMG, производимые в России машины будут пользоваться спросом в основном на родном рынке: лишь 36,9% руководителей автокомпаний считают, что наша страна сможет экспортировать в 2015 году более 1 млн автомобилей.

По мнению 48,8% руководителей мировых автокомпаний, в 2015 году перед российскими автопредприятиями будет стоять проблема избыточных мощностей, а 11,9% опрошенных считают, что она стоит уже сейчас. Впрочем, это еще цветочки: с тем, что мощности автозаводов в Западной Европе избыточны, согласны 80,5% опрошенных KPMG, а в Северной Америке − 88%.

Слишком оптимистично

Отраслевые эксперты называют прогнозы топ-менеджеров мирового автопрома «слишком оптимистичными». «Но это вполне понятная и логичная ситуация, ведь вселяя уверенность методом «самовнушения» можно и покупателей в этом убедить», − сказал газете ВЗГЛЯД директор департамента оценки АКГ «Развитие бизнес-систем» Максим Тищенко.

Однако это, сказал эксперт, никак не скажется на продажах автомобилей в России. Ведь для стабильного роста продаж необходимо предпринять некоторые шаги, например, снизить кредитные ставки и отменить заградительные пошлины.

А с этим пока большие проблемы. Во многом из-за резкого роста ставок по автокредитам российский рынок авто в 2009 году рухнул аж на 49%. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2009 году в России было продано 1,46 млн автомобилей. Таким образом, по мнению аналитиков, ожидать роста продаж новых автомобилей до 4 млн к 2015 году не стоит. «На текущий момент платежеспособность населения и так невелика, а с учетом растущих тарифов и цен на предметы первой необходимости вряд ли можно ожидать существенного улучшения платежеспособного спроса», − уверен Максим Тищенко.

При этом, по словам замглавы отраслевого агентства «Автостат» Сергея Удалова, в будущем успех в России будут иметь те автопроизводители, которые грамотно оценят нынешний вектор покупательских предпочтений. А он заключается в том, что при равных ценах потребитель будет приобретать авто тех марок, которые предлагают большее, по сравнению с конкурентами, количество преференций при совершении покупки.

«Имеется в виду большее число дополнительных опций в машине, более лучшие габаритные размеры, более высокий класс и т.д., − резюмирует эксперт. − Среди автоконцернов, которые двигаются в этом направлении, я могу назвать Volkswagen, Toyota, Ford, Nissan, Hyundai, но вряд ли АвтоВаз». При этом в целом Удалов высоко оценивает перспективы отечественного авторынка, так как одним из важнейших критериев для оценки роста является обеспеченность автомобилями. «В России она пока существенно ниже, чем в Европе и США», − отмечает он.

Валерия Вдовенкова

Взгляд