Будем жить опять по-новому?Обзор российского рынка слабоалкогольных коктейлейИсследования компании «Бизнес Аналитика» Слабоалкогольные напитки были известны на Руси еще в старину, когда наши предки употребляли брагу и медовуху. В 1990-х годах в современной России начали появляться первые слабоалкогольные коктейли, которые стремительно завоевывали популярность у населения благодаря богатому разнообразию вкусов и доступной цене. Региональная структура потребления слабоалкогольных коктейлей существенно отличается от общероссийской. Например, в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке пивные коктейли более популярны, чем в других регионах, – их доля составляет 31-33% рынка в стоимостном выражении, а вот в Центральном и Южном ФО этот показатель значительно ниже – соответственно 16 и 12%. Самым крупным потребителем слабоалкогольных напитков, безусловно, является Центральный регион – в первом полугодии 2009 года в стоимостном выражении на него приходилось около 45% всего объема продаж слабоалкогольных коктейлей в стране (табл. 1). Второе место занимает Северо-Западный регион, доля которого составляет более 21% объема продаж. Урал, Сибирь, Юг и Поволжье занимают по 6-10% рынка, а на Дальний Восток приходится всего 2% общего объема продаж. Неравномерность потребления главным образом обусловлена наличием крупных региональных центров, таких, как Москва и Санкт-Петербург. На рынке слабоалкогольных коктейлей представлено три основных типа упаковки: алюминиевая банка, ПЭТ- и стеклянная бутылка. Наибольшая доля представленных на рынке слабоалкогольных коктейлей приходится на продукцию в алюминиевой банке. В первом полугодии 2009 года доля напитков в этой упаковке составила около 57% в натуральном выражении и 64% – в стоимостном (рис. 2). Продажи коктейлей в стеклянной бутылке в тот же период составили около 20% в натуральном выражении и 22% – в стоимостном. Аналогичные показатели для ПЭТ-тары составляют соответственно 22 и 14% – стоит отметить, что продукция в данной упаковке является самой дешевой в пересчете на цену за 0,5 литра. Если рассмотреть эти сегменты в динамике, то с начала 2006 года по первое полугодие 2009-го доли алюминиевой банки и ПЭТ-упаковки в натуральном выражении снизились – соответственно на 7,5 и 5%. Доля стеклянной бутылки, напротив, значительно увеличилась – на 12,6%. Такая динамика обусловлена тем, что алюминиевая упаковка является дорогостоящей, а стеклянная бутылка уже давно является привычной для потребителя и стоит дешевле. ПЭТ-упаковку используют в основном для больших объемов – более литра. Самым популярным объемом упаковки для слабоалкогольных коктейлей является 0,5 литра – на этот сегмент приходится более 60% продаж в натуральном выражении (рис. 3). На втором месте располагается упаковка объемом 0,33 литра, а замыкает тройку лидеров 1,5-литровая тара. В последнее время 0,5-литровая упаковка постепенно вытесняет 0,33-литровую, а доля 1,5-литровой остается стабильной. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что российские потребители предпочитают покупать слабоалкогольные напитки в больших упаковках – аналогичная тенденция наблюдается на рынке пива. В первом полугодии 2009 года на ТОП-10 производителей приходилось чуть более 80% продаж слабоалкогольных коктейлей в натуральном выражении. На рынке отсутствует ярко выраженный лидер, при этом на тройку ведущих производителей приходится всего 32% рынка в стоимостном выражении. В начале 2009 года права на бренды Jaguar и «Черный русский», которые ранее принадлежали ООО «Хэппилэнд» (Москва), перешли к компании Berklee Capital S.A. (Москва), что автоматически вывело ее на первое место в рейтинге (табл. 2). Указанные марки по-прежнему производятся на мощностях компании «Хэппилэнд». Начиная с 2006 года, стабильный рост демонстрируют ОАО «САН ИнБев» (Москва), ОАО «Алкон» (Великий Новгород) и ООО «САБМиллер РУС» (г. Калуга). Рыночные доли ГК «Бородино», ООО «Браво Премиум» (Санкт-Петербург) и ЗАО «Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково», напротив, снижаются. Что касается компании «Балтика», то в 2008 году ее доля рынка в натуральном выражении уменьшилась на 1 п.п. по сравнению с 2007-м, однако в первом полугодии 2009 года она отыграла падение – по сравнению с первым полугодием 2008 года наблюдался рост на 1,4 п.п. Главными факторами роста рыночных долей в основном стали различные нововведения. Это объясняется тем фактом, что главными потребителями слабоалкогольных напитков являются молодые люди в возрасте до 30 лет, которые активно откликаются на все новое и очень восприимчивы к различного рода рекламным акциям. В позициях ведущих производителей наблюдаются резкие региональные различия. Так, в Поволжье и Сибири первое место занимает «САН ИнБев», на Северо-Западе безусловным лидером является ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» (Санкт-Петербург), а на Урале – «Браво Премиум». На ТОП-10 брендов в первом полугодии 2009 года приходилось более половины всех продаж слабоалкогольных коктейлей. В тройку марок, лидирующих в общем объеме розничных продаж в стоимостном выражении, вошли Jaguar, Redd’s и «Очаково» (табл. 3). В течение всего рассматриваемого периода марки Jaguar и Blazer продемонстрировали положительную динамику роста долей как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Доля марки Redd’s в натуральном выражении начала активно расти со второго полугодия 2008 года, прибавив 1 п.п. за год. Позиции ТМ «Сибирская корона» на рынке России в первом полугодии 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008-го существенно укрепились – рост доли в натуральном выражении составил 1,4 п.п., в то время как доля ТМ «Очаково» снижалась. В региональном разрезе ТМ «Сибирская корона» занимает ведущие позиции в Поволжье и Сибири. «Очаково» является лидером продаж в Центральном и Южном регионах. На Северо-Западе лидерство удерживает Redd’s. Позиции марки Jaguar одинаково сильны во всех регионах – ей принадлежат второе-третье места в региональных рейтингах ведущих марок. Это позволяет Jaguar удерживать лидерство на отечественном рынке. В настоящее время государство планирует провести крупномасштабную антиалкогольную компанию, которая затронет и рынок слабоалкогольных коктейлей. К главным нововведениям следует отнести: * новые требования к техрегламенту на алкогольную продукцию. К слабоалкогольным напиткам предлагается отнести коктейли крепостью не более 7%. По данным «Бизнес Аналитики», в 2009 году на долю данной категории приходится около 5% объема продаж слабоалкогольных напитков. Это означает, что вся остальная продукция будет считаться крепким алкоголем. Таким образом, около 95% рынка окажется в другом сегменте, что повлечет изменение акцизных ставок и системы дистрибьюции, потребуется получение соответствующей лицензии. * повышение акцизных ставок. Если законопроект будет одобрен, то с момента его принятия производителям придется платить акциз, который составит 191 рубль за продукцию крепостью более 7% вместо действующего – 121 рубль за литр безводного спирта. С 2010 года акциз на крепкий алкоголь повышается до 210 рублей за литр спирта, а для слабоалкогольных напитков – до 158 рублей. В итоге, цены на слабоалкогольные коктейли резко вырастут, что негативно скажется на объеме рынка. * объем потребительских упаковок будет ограничен емкостью 0,33 литра. Это означает, что производителям придется перестраивать свои производственные мощности, а для потребителя коктейли станут гораздо дороже в пересчете на литр продукции. Данные меры, скорее всего, приведут к переключению потребителей на другие категории алкогольных напитков. Однако нововведения не коснутся коктейлей на основе пива и вина. Поэтому производители, скорее всего, сделают акцент на выпуске этих видов слабоалкогольных напитков. Дмитрий Лебедев
|