Антикризисное платьеЧтобы спасти малые предприятия, французские стилисты продвигают недорогую и практичную одежду
Париж, как известно, столица моды и стиля. Дизайнерские магазины, являющиеся по сути своей предприятиями малого бизнеса, хоть и «держатся на плаву», но о какой-то устойчивости даже не мечтают. Дело в том, что наиболее тяжелая ситуация в период кризиса сложилась именно для небольших фирм, работающих в сфере текстильной и обувной промышленности. Китайская дешевая продукция активно вытесняет с парижских улиц традиционные французские бутики. Когда денег у людей становится меньше, они особенно внимательно смотрят на цены, а тут у китайцев конкурентов нет. Это было особенно заметно в начале кризиса, но сейчас ситуация понемногу меняется. Чтобы бизнес окончательно не «потонул», стилисты вынуждены продвигать антикризисную моду. На этом и построен нынешний сезон зимних распродаж. Модными в наступившем году будут темные практичные цвета, простые покрои и материалы. Кампания идет под лозунгом «поддержки отечественного производителя», и патриотичные французы активно ее поддерживают. Благодаря этому эксперты и рассчитывают на рост продаж. Похожим образом обстоят дела и в знаменитом на весь мир гастрономическом бизнесе. В начале кризисного 2009 года французы массово перестали ходить в рестораны. Для страны, славящейся изысканной едой и винами, это было равнозначно катастрофе. И чтобы увеличить приток клиентов в заведения общественного питания, прошлым летом правительство сократило НДС для ресторанов и тем самым практически спасло французскую гастрономию. Клиент вернулся. В 2009 году президент Николя Саркози объявил о создании фонда объемом 2 млрд. евро, средства которого были направлены на инвестиции и кредиты малому и среднему бизнесу. В частности, крупнейший французский банк BNP Paribas взял на себя обязательства по предоставлению кредитов малым и средним предприятиям (МСП). Было также предусмотрено временное снижение ставки социального налога для МСП и ряд других налоговых послаблений. Одна из главных мер, призванных облегчить тяжелое положение французских МСП в 2010 году, – отмена так называемого профессионального налога, который предприятия выплачивают в местные бюджеты. Их потери будут компенсироваться из бюджета национального, которому это обойдется в сумму порядка 12 млрд. евро. Но экономить на этом опасно – на «малышах» держится вся Франция. Положение осложняется тем, что множество малых и средних фирм в стране по-прежнему принадлежат семьям, традиционно отказывающимся от привлечения внешних инвесторов. При этом большинство владельцев семейных предприятий, несмотря на трудности, не могут заставить себя расстаться с частью компании, которую основали их родители, бабушки и дедушки. Для многих лучше полный крах, чем «чужак» в семейном бизнесе. Экономисты же утверждают, что единственный путь выживания небольших предприятий – это консолидация. И, несмотря на то, что расставание с делом, начатым еще прапрадедом, воспринимается французами как трагедия, по прогнозам статистического агентства Insee, около 700 тыс. семейных компаний будут переходить из рук владельцев в ближайшие 10 лет. Подводя экономические итоги 2009 года, Николя Саркози похвалил собственный антикризисный план и призвал французских предпринимателей не бояться будущего. «Франция лучше других выстояла в мировом кризисе», – возвестил президент. Оценку «отлично» он поставил себе за кризисные инвестиции в экономику страны, радостно отметив, что «покупательная способность французов продолжала расти во время кризиса». В 2010 году в стране ожидается экономический рост чуть больше 1%. Однако, даже если он будет достигнут, обольщаться рано, пока не начала сокращаться безработица, предупредил Николя Саркози. Простые граждане в массе своей не разделяют даже сдержанного оптимизма президента. Согласно опросу компании Gallup, роста безработицы ожидают 68% респондентов в Европе и 82% во Франции, на процветание экономики надеются 11% европейцев и лишь 8% французов. МАРИЯ СКРИПНИК, Париж Новые Известия |
||