02.04.2010

Объем рынка PR-услуг в России в 2010 году составит почти миллиард долларов

Эксперты прогнозируют, что рост рынка в текущем году будет выше, чем в докризисном 2008

Иллюстрация с сайта hostoi.com
Общий объем PR-рынка за 2009 год составил около 850 миллионов долларов, что на 15% меньше по сравнению с 2008 годом. При этом восстановление идет довольно быстро, но ниже ожидаемого прогноза в 930 миллионов долларов. В 2010 году рынок продолжит рост и даже опередит 2008 год. Таковы данные, представленные PR-агентством "Сокур и партнеры". Представители Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) с такой оценкой не согласны.

В компании отмечают, что несмотря на большое количество тендеров, которые проходили осенью 2009 года, и намерения компаний вновь агрессивно вести коммуникационные программы, многие виды действий были отложены и перенесены на текущий год. Кроме этого, были сокращены число и масштаб мероприятий для СМИ. Большая часть контрактов на постоянное пиар-сопровождение была приостановлена до начала 2010 года. Однако в начале весны на рынке началось оживление клиентской активности.

По данным агентства, клиентами которого являются компании Jaguar, Land Rover, Toshiba, Kodak, BAT и другие, спрос на PR-услуги в прошлом году довольно сильно отличался в разных отраслях экономики. Так, бюджеты на продвижение фармацевтических, автомобильных, телекоммуникационных и IT-компаний показали небольшой рост. В свою очередь в индустрии роскоши и на рынке недвижимости наблюдался резкий спад в заинтересованности работать со СМИ. Как считаю в компании, финансовый и банковский сектор демонстрировали динамку спроса на коммуникационные услуги "больше похожую на американские горки".

Кроме того, за 2009 год в отрасли произошло переосмысление PR-инструментария. "На место сумасшедших креативных идей пришли выверенные стратегические решения, ориентированные на долгосрочную перспективу, - отмечает Дмитрий Сокур, глава компании "Сокур и партнеры". - Основными критериями при выборе PR-агентства стали: опыт, связи и четкое следование коммуникационной политике. Особое внимание компании стали уделять прогнозированию результатов, оценке достижений на основании ключевых индикаторов результативности (KPI)".

Также Дмитрий Сокур ссылается на ситуацию в PR-индустрии Великобритании и США. По его словам, британским коллегам в 2009 год удалось заработать на 30-40% больше, чем годом ранее, а основы такого бурного роста - программы кризисных коммуникаций и значительное использование Интернет-ресурсов и технологий. Подобным же образом развивается ситуация на рынке PR-услуг и на ведущем рынке - в США. Так, расходы на работу с социальными сетями в США по сравнению 2008 годом, по данным исследователей из Nielsen, на которые ссылаются в "Сокур и партнеры", увеличились в среднем более чем на 150%".

Рассуждая о трендах, Дмитрий Сокур прогнозирует, что особым успехом в 2010 году, будут пользоваться все инструменты коммуникаций в Сети - блоги, онлайн-видео, подкасты, кросс-брендинг.

По расчетам агентства "Сокур и партнеры" российский рынок PR в 2010 году продолжит рост и даже опередит 2008 год. В ближайшие три года рынок PR-услуг может утроиться и достигнуть рубежа 3 миллиарда долларов, считают в компании.

Между тем, Елена Фадеева, председатель АКОС и генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard, считает, что данные о рынке, представленные компанией «Сокур и партнеры», скорее «личное экспертное мнение руководства компании», чем результат полномасштабного исследования. Фадеева отмечает, что по результатам предварительного исследования экспертной оценки АКОС (ассоциация, которая по собственным данным объединяет более 50% рынка PR-услуг в России), ситуация иная. По итогам 2009 года - произошло сокращение PR-рынка на 20% по сравнению с 2008 годом, а на 2010 год можно прогнозировать рост 10% по сравнению с 2009 годом.


Шамиль Юсупов, Sostav.ru