ФАС проверит тарифы low-cost-авиакомпаний
Служба предписала авиакомпаниям предоставлять пассажирам полную информацию обо всех тарифах и условиях их применения, всех видах сборов и порядке их установления, а также о порядке возврата средств. Названия авиакомпаний, к которым у ФАС есть претензии, не разглашаются. Возможно, они будут названы, если ФАС предпримет дальнейшие действия в их отношении, заявили РИА Новости в пресс-службе. "Особое внимание обращает на себя практика применения "невозвратных" билетов (билетов, приобретаемых по более низкому, не подлежащему возврату тарифу)",- говорится в сообщении ФАС. Согласно ст. 108 Воздушного кодекса, пассажир при отказе от перелета более чем за 24 часа до рейса имеет право на полную компенсацию суммы, уплаченной за билет. Но даже при отказе позже этого срока авиаперевозчик имеет право удержать с пассажира не более 25% суммы. Те же нормы установлены и правилами формирования и применения тарифов, утвержденными Минтрансом. Практика применения невозвратных билетов противоречит обоим этим документам, пишет ФАС. Представители всех крупнейших российских авиакомпаний, в том числе "Аэрофлота" и "Трансаэро", сообщили "Коммерсанту", что все их правила применения тарифов и договоры воздушной перевозки согласованы с Воздушным кодексом, и "безвозвратных" билетов компании не продают. Гендиректор "Ютэйра" Андрей Мартиросов пояснил, что формально невозвратных билетов сейчас не продает вообще никто - просто 25%, удерживаемые с пассажира после истечения полного срока, высчитываются не от тарифа, по которому покупался билет, а от "нормального тарифа экономического класса", который существенно дороже льготных. В системе тарифов PO-LE-TE-LY, применяемой авиакомпанией S7, за возврат билетов ранее чем за 24 до вылета предусмотрен сбор в 10-20% стоимости (зависит от тарифа) плюс фиксированная сумма 400 рублей, пишет "Время новостей". Это явно не соответствует принципу "получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму", закрепленному Воздушным кодексом. При возврате билетов менее чем за 24 часа до вылета S7 практикует дополнительный сбор в 5-25% стоимости. Принципиально схожую систему штрафов использует авиакомпания SkyExpress, рекламирующая себя как первый в России авиаперевозчик-дискаунтер. Там при отказе от перевозки за 24 часа и более пассажир теряет фиксированную сумму в 519 рублей с билета, позже - 519 рублей плюс 25% тарифа. По международным меркам такие штрафы еще довольно гуманны, однако согласно действующим в России нормам они очень похожи на "ущемление интересов потребителей", пишет "Время новостей". Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает "Коммерсанту", что формулировки ФАС недостаточно четки для того, чтобы понять, как служба намерена заставить авиакомпании отказаться от невозвратных тарифов. "Скорее всего, сначала последует длинная переписка с уточнением спорных вопросов, а окончательно вопрос будет решаться в судах",- считает эксперт. Андрей Мартиросов уверен, что прежде всего ситуация ударит по low-cost-авиакомпаниям: у традиционных сетевых перевозчиков доля "условно невозвратных" билетов невелика - например, у "Ютэйра" это 5-10%. Но гендиректор Sky Express Марина Букалова уверяет, что и у ее компании безвозвратных тарифов нет, а возврат 25% цены высчитывается из стоимости каждой конкретной перевозки. Зато согласно Федеральным авиационным правилам Sky Express берет с пассажиров разовый сбор за процедуру возврата билета, добавляет Букалова "Коммерсанту". Если ФАС действительно прекратит практику продажи невозвратных билетов в том виде, в каком она существует сейчас, авиакомпании просто пропорционально повысят цены по всей тарифной сетке, заключает Олег Пантелеев. |
||