08.04.2010

Новый закон осложнит товарное рейдерство

Иллюстрация с ресурса topnews.ru
Госдума одобрила в третьем чтении поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которые меняют порядок реализации вещественных доказательств. Теперь арестованный товар запрещено продавать без согласия его владельца или решения суда.

Разработка поправок началась в 2006 году по инициативе ассоциации продавцов и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). Незадолго до этого у нескольких ритейлеров по делам о контрабанде были изъяты крупные партии мобильных телефонов. В частности, у "Евросети" изъяли 167,5 тысячи мобильных телефонов под предлогом несоответствия требованиям безопасности.

Впрочем, это несоответствие не помешало милиционерам без ведома поставщика продать часть "небезопасного" товара.

"В то время рынок сильно страдал от так называемого товарного рейдерства, - рассказал BFM.ru директор РАТЭК по связям с общественностью Антон Гуськов. -Следователь мог своим решением отправить товары на реализацию под предлогом того, что конфискат дорого хранить, он может испортиться и так далее".

По словам Гуськова, это касалось не только электроники, но и целого ряда других товаров - начиная от продуктов питания и кончая часами и дорогими шубами. Товары реализовывались через Российский фонд федерального имущества или через аккредитованные им "сомнительные" фирмы, нередко по заниженным ценам, рассказывает Гуськов.

Согласно принятому законопроекту, решение о реализации или уничтожении крупных или скоропортящихся вещественных доказательств может быть принято только с согласия их владельца, либо по решению суда.

Большие партии товаров, являющиеся вещдоками, могут быть переданы на ответственное хранение их владельцу. Также закон обязывает проводить оценку стоимости изымаемых вещественных доказательств независимыми оценщиками. Для недобросовестных оценщиков предусматривается уголовная ответственность.

Сейчас в Мосгорсуде рассматриваются дела бывшего прокурора Северо-Западного административного округа (СЗАО) Москвы Валерия Самойлова, а также сотрудников ОБЭП УВД по СЗАО и следователя Тушинской межрайонной прокуратуры Павла Кирилина, пишет BFM.ru. По данным Генпрокуратуры, cотрудники ОБЭП УВД по СЗАО Москвы фальсифицировали материалы оперативно-розыскной деятельности, из которых следовало, что фирмы, на складах которых хранились ценные товары, якобы причастны к контрабанде. В рамках возбужденных дел на складах проводились обыски, и товар изымался. В результатах экспертизы указывалась его цена - на 85% ниже реальной рыночной. Следователь выносил постановление о реализации товара по этой заниженной цене, а затем через посредников он перепродавался уже по реальным ценам.

"Это решение - большой шаг вперед, но явно недостаточный", - говорит "Ведомостям" президент "Евросети" Александр Малис. Некоторые судьи выдают решения по реализации или уничтожению вещественных доказательств правоохранительным органам чисто автоматически, объясняет он, и эту проблему изменения в законе не решат.