12.04.2010

В России и Польше - траур по жертвам авиакатастрофы под Смоленском

Лех Качиньский, авиакатастрофа Сегодня в России и Польше день траура по погибшим в авиакатастрофе президентского самолета Леха Качиньского.

Как известно, утром 10 апреля Ту-154 с правительственной делегацией Польши разбился под Смоленском. Лайнер заходил на посадку в сложных метеоусловиях - видимость из-за тумана была существенно ниже предельно допустимой. На четвертом заходе самолет зацепил верхушки деревьев и рухнул в километре от посадочной полосы. Погибли все 96 человек, находившихся на борту, в том числе президент Польши и его жена.

В один момент "страна лишилась всего военного командования", отмечает польская "Gazeta Wyborcza". Погибли глава Генерального штаба генерал Франчишек Гонгор, главком сухопутных войск генерал Тадеуш Бук, главком ВМФ вице-адмирал Анджей Карвета, командующий войсками специального назначения Влодзимеж Потасиньский, глава оперативного командования польской армии генерал Бронислав Квятковский и командующий ВВС генерал Анджей Бласик. Также погибли заместитель министра национальной обороны Станислав Коморовский и полевой епископ польских вооруженных сил генерал Тадеуш Плоский.

Что будет дальше? «Нужно сказать, что должность президента в Польше не предусматривает большой исполнительной власти, - отметил радио «Свобода» публицист и политолог Зигмунд Дзеньчоловский. - Исполнительная власть практически полностью находится в руках премьер-министра и руководства правительства. К тому же у нас же на время, на 2,5 месяца, есть новый президент, который, конечно, будет окружен своими людьми. Согласно польской конституции, исполняющим обязанности главы государства стал маршал Сейма (нижней палаты парламента) Польши Бронислав Коморовский. После консультаций со всеми политическими партиями страны Коморовский должен в течение 14 дней объявить дату проведения президентских выборов.

Обозреватель журнала "Russia Profile" Дмитрий Бабич интервью радио «Свобода» заявил, что новым польским президентом скорее всего «будет представитель одной из правых партий - "Гражданской платформы", от которой будет кандидатом Бронислав Комаровский, или от партии Качиньского "Закон и справедливость". Новый президент уже не будет обременен тем не очень хорошим наследством, которое осталось от середины 2000-х годов в русско-польских отношениях. Он сможет начать с чистого листа, приехать в Москву или пригласить в Варшаву российского президента. И сколь ни странно, может быть, это ужасная трагедия обернется вот таким, может быть, улучшением российско-польских отношений».

У Следственного комитета прокуратуры России несколько версий катастрофы: плохие метеоусловия, ошибка пилотов, отказ техники.

Пока что об итогах расследования говорить рано. О том, что в субботу утром в Смоленской области будет сильный туман, Гидрометцентр предупреждал накануне, пишет GZT.ru. "Видимость могла составлять 200-500 метров,- уточнили изданию в Гидрометцентре.- Это довольно плохие условия для совершения взлетов и посадок - на грани минимумов даже в лучших аэропортах". По данным МЧС, самолет четыре раза заходил на посадку и его были готовы принять в Белоруссии, однако в итоге он стал приземляться в Печерске. 

Бывший президент Польши Лех Валенса заявил, что пилоты разбившегося авиалайнера могли "действовать по чьим-то указаниям". Он отметил, что пилоты правительственного авиаотряда Польши - профессионалы высшей квалификации, поэтому "вряд ли пилот мог самостоятельно раз за разом пытаться посадить самолет в условиях тумана".

В августе 2008 года командир президентского Ту-154 уже отказался по соображениям безопасности выполнить указание Леха Качиньского и не посадил лайнер в Тбилиси. Самолет приземлился в Азербайджане, откуда президенту Польши пришлось выехать в Грузию на автотранспорте. В свою очередь, пилот из польского правительственного авиаотряда Томаш Петшак в эфире телеканала TVN24 обвинил в катастрофе российских диспетчеров. "По информации, которую я получил, была одна попытка посадки, а не четыре", - сказал Петшак. Он отверг гипотезу о психологическом давлении на пилота (из-за необходимости не опоздать на мероприятия 70-ой годовщины Катынской трагедии), заявив, что пилотов специально тренируют не поддаваться таким воздействиям. Техническое состояние разбившегося самолета, по его словам, было хорошим. Трагедии можно было избежать, если бы диспетчер аэропорта конкретнее дал понять пилоту о возможной опасности, заявил Петшак.

Самолет президента Польши был построен 29 июня 1990 года на самарском заводе "Авиакор", пишет "Время новостей". В декабре прошлого года лайнер прошел капитальный ремонт на "Авиакоре", сообщил генеральный директор завода Алексей Гусев. По его словам, с тех пор и вплоть до марта этого года самолет совершил 50 посадок и находился в воздухе в общей сложности 124 часа. Следующий капремонт самолета планировалось провести через шесть лет. На самолете было установлено навигационное оборудование от американской компании Universal Avionics, включая спутниковую систему определения местоположения GPS. Подобные системы не рассчитаны на выполнение посадки в условиях ограниченной видимости. В октябре 2008 года борт 101 фигурировал в скандале между Лехом Качиньским и премьером Польши Дональдом Туском. Глава правительства тогда отказался предоставить президенту лайнер для поездки на саммит Евросоюза в Брюссель. Туск отправился туда на этом самолете сам, а Качиньскому пришлось лететь в Брюссель коммерческим рейсом.