15.04.2010

Итоги кризиса: покупатели экономят, сети растут

Свежий TGI показывает неравномерность посткризисной разморозки

Исследовательская компания "КОМКОН" подвела итоги исследования Target Group Index (TGI), в котором раскрыла тенденции потребительского рынка в кризисного 2009 года и первого квартала 2010 года. TGI проводится компанией каждый квартал на протяжении уже пятнадцати лет, ежегодно в нем участвуют 28 тысяч респондентов старше десяти лет. География включает 50 городов с численностью населения более 100 тысяч человек, исследование проводится по четыремстам категориям и трем тысячам брендам.

Со второго полугодия 2009 началось медленное восстановление российской экономики после острой фазы кризиса. Исследование показало, что разморозка рынков происходит неравномерно: в то время, как часть компаний испытывают возобновление роста, другие переживают стагнацию. Комплексный анализ позволил выявить несколько ключевых трендов в потребительском секторе - в период кризиса потребители: уменьшают объем потребления продуктов питания; стараются делать покупки в более дешевых местах; переключаются на более дешевые марки; откладывают покупки дорогостоящих товаров до лучших времен; отказываются или сокращают пользование услугами. К наиболее пострадавшим рынкам можно отнести рынок услуг, автомобилей, мебели, бытовой техники, а также продуктов питания спонтанного спроса и деликатесов.

Основная причина падения рынков - снижение потребительской активности населения, тесно завязанного не только на реальных доходах, но и на самооценке материального положения покупателя. Пик снижения доходов самими потребителями отмечает в четвертом квартале 2009 года, начало же текущего года ознаменовалось снижением количества остро нуждающихся, и напротив, увеличением количества богатейших. Наиболее удачный в плане доходов населения - 2007 год, после этого уровень, как зарплат, так и общего дохода неуклонно падал, и достиг своего дна в конце прошлого года. При этом усредненный уровень дохода на члена семьи в регионах и столице рознится почти вдвое. Безработица в России весь прошлый год продолжала расти и достигла пика за последние семь лет - 6,3 миллиона человек или 8,6 процентов от экономически активного населения.

Неблагоприятная финансовая обстановка привела к тому, что экономить на самых необходимых продуктах стали в среднем более половины россиян (в различных категориях от 41 до 57 процентов). Специалисты отмечают падение продаж мяса на 10 %, сырокопченых колбас и ветчины - на 16-17 %, деликатесов - на 21 %, газированных напитков, соков и снеков - на 13 %, существенно сократилось потребление кондитерской продукции. Доля потребителей табачной продукции сократилась с 29,3 до 28,6 процентов, при этом отмечается увеличение спроса на низкостоимостные марки. Растет число людей, экономящих на косметике и средствах личной гигиены (27-36 %).

Стремление экономить сделало дискаунтеры более привлекательными для покупателей. Торгово-розничные сети за 2009 - начало 2010 года испытали всплеск потребительской активности - 29-32 % респондентов делали за месяц покупки в гипермаркетах "Ашан", 27-29 закупались в "Пятерочке". Популярность супермаркетов Billa за два последних года выросла с 4 до 10 процентов. Также стоит отметить рост (с 17 до 23 %) покупателей у компаний прямых продаж, таких, как Avon, Oriflame и Amway.

Одновременно отмечается спад популярности в сфере услуг: половина россиян отказалась от питания в кафе и ресторанах, отложили до лучших времен ремонт и развлечения, 40 % экономят на хобби и спорте, треть россиян стали уделять больше внимания затратам на сотовую связь, интернет и платное телевидение. Половина населения отказалась от отдыха и путешествий, на четверть сократилась доля выезжающих за границу.

Падают продажи одежды, обуви и товаров длительного пользования. Отказались от покупки или купили более дешевый аналог 49 процентов россиян, планировавших купить крупную бытовую технику, 41 процент потенциальных покупателей аудио-видео техники, а также мелкой бытовой техники. От покупки мебели отказались 44 процента, от покупки автомобиля - 40 процентов, почти столько же раздумали покупать компьютеры и недвижимость. До половины россиян стали экономить на одежде, что благотворно сказалось на бизнесе магазинов mass market. Значительный рост продаж отмечен у Gloria Jeans, Sela, Columbia, "Твое", Savage, OGGI (ныне oodji), OStin и других сетей.

Результаты исследования ясно дают понять - кризис научил россиян экономить, и наиболее активный рост ждет те компании, которые помогут покупателям в этом деле. Для остальных процесс может занять куда больше времени, скорее всего, не один год.

Эльдар Соколов, Sostav.ru