15.04.2010
Радость понимания Bojole research

Bojole research изучило глобальные тренды в России

Исследовательские компании Bojole Research и «Радость понимания» объявили о завершении сбора данных по второй волне количественного этапа исследования «Глобальные тренды в России». Исследование было начато в марте 2009 года с качественного этапа, проведенного компанией «Радость понимания».

Его результатом стало выявление нескольких универсальных трендов: дифференциация, рационализация, индивидуализация и несколько других (всего 7 трендов).

 «Задачей количественного этапа стала проверка и детализация результатов, полученных нашими коллегами, а, главное – выявление динамики их изменения, - говорит Александр Ломизов, директор по исследованиям Bojole Research. Первая волна количественного этапа, проводимого методом телефонных интервью по случайной выборке, завершилась в сентябре 2009 года, вторая – в феврале 2010 года. Всего было опрошено 2445 респондентов, проживающих в российских городах-миллионниках, включая Москву и Санкт-Петербург.

«Сначала тренды едва уловимы, потом они могут стать более явными и менять социальную реальность так, что вернуться назад уже практически невозможно, - объясняет Александр Новиков, генеральный директор компании «Радость понимания». Один из наиболее ярких трендов, выявленных в ходе исследования, – это дифференциация и специализация. Люди стали практиковать узкоспециализированный подход во всех областях жизни. Углубляется разделение труда, появляются все новые и новые специальности. То, что раньше люди делали сами, теперь отдается «на аутсорсинг». В мире появляется больше разнообразия. Количественное исследование должно было ответить на вопросы, в каких социальных стратах этот тренд наиболее заметен, какова динамика его развития, а также существуют ли значимые региональные различия.

«Для решения этой задачи мы подготовили 16 высказываний, выражающих разные стороны тренда «дифференциация и специализация», в ходе телефонного интервью респонденты могли согласиться или не согласиться с ними, - поясняет Ломизов. - Также мы давали респондентам ряд простых упражнений, например на устный счет. Некоторые данные исследования приведены в Таблице 1. В целом, выводы качественного исследования о значимости этого тренда были подтверждены, и одновременно мы выявили ряд интересных деталей».

Таблица 1. Степень согласия с высказыванием, характеризующим тренд «дифференциация»

Высказывания

Согласны, %

2009 г.

2010 г.

Мне удобнее печатать на компьютере, а  не писать от руки

62%

61%

С каждым годом мне все сложнее оценить  реальное качество товаров, которые  я покупаю

40%

43%

Мне сложно оценить все характеристики любого сложного товара, который я  покупаю, например, мобильного телефона, компьютера, стиральной машины

38%

40%

Я часто  не знаю, чем профессионально занимаются мои знакомые

32%

28%

Необходимость заполнять документы от руки вызывает у меня раздражение

28%

29%

Источник: Bojole Research

В частности, выяснилось, что за последний год в регионах существенно выросла доля людей, которым сложно оценить качество приобретаемых товаров (38% в первой волне и 46% во второй), причем, доминируют среди тех, кто испытывает такие сложности – мужчины. В столицах свои особенности. Женщинам, особенно тем, кто входит в группу 35 – 45 лет становится труднее оценить все характеристики технически сложных товаров – стиральной машины, мобильного телефона. Результат подобного тренда с точки зрения принятия решения о покупке легко прогнозируем.

Люди все меньше знают, чем профессионально занимаются их знакомые. Особенно это характерно для молодых женщин (15-24 года), а также  людей со средним образованием. Развитие социальных сетей приводит к росту  виртуального общения, но контакты, как мы видим, становятся менее глубокими.

Происходит утрата базовых навыков, например, таких  как устный счет и письмо от руки. Динамика этого тренда малозаметна, как следует из данных, приведенных в Таблице 1. Однако среди отдельных групп людей такого рода изменения есть. Например, у людей среднего и старшего возраста (35 – 45 лет) заметен «анти-тренд», часть из них в 2010 году восстановила навык ручного письма (или их доступ к компьютеру стал сложнее). С точки зрения профессиональной принадлежности, такая же ситуация у специалистов. А вот рабочие, наоборот, - «в тренде», 32% согласились с приведенным утверждением во время проведения первой волны и 54% во второй. 

По мнению исследователей, в результате воплощения тренда «дифференциации и специализации» могут возникнуть ряд важных следствий, касающихся поведения людей. Так, например, объем информации растет, но, одновременно, снижается навык работы со сложной информацией. Люди хотят получить «разжеванные факты», а не пищу для собственных размышлений и анализа. Среди массовой публики снижается «барьер критичности», а, значит, все больший эффект может иметь пропаганда, у СМИ растут возможности манипуляции. Весьма показательны в этом плане данные, приведенные в Таблице 2.

Таблица 2.

Высказывания

Не согласны, %

2009 г.

2010 г.

Я предпочитаю  смотреть новостные выпуски целиком, газету я читаю от корки до корки

66%

66%

Я знаком и регулярно общаюсь со своими соседями по дому

49%

52%

Источник: Bojole Research

Компания Bojole research создана в 2006 году и специализируется на количественных исследованиях и стратегических проектах, связанных с сегментацией рынка и разработкой новых продуктов и услуг, а также оценке эффективности маркетинговых инвестиций, прежде всего в BTL.