21.04.2010

Правительство Украины может повысить налог на рекламу

В случае принятия поправок национальный бюджет заработает на рекламе почти 80 миллионов долларов, а украинский медиарынок ждет обвал

 Украинские законодатели планируют изменить декрет Кабинета министров "О местных налогах и сборах", повысив тем сам налог на рекламу в десятки раз. Проект поправок может быть принят до лета 2010 года. Исходя из того, что рекламный рынок ТВ и прессы Украины за 2009 год заработал почти 424 миллиона долларов (по данным всеукраинской рекламной коалиции) от налоговых сборов государственная казна получит почти 78 миллионов 643 тысячи долларов дохода. По мнению участников рынка, в случае принятия изменений национальный медиарынок ждет обвал и тотальное повышение цен, а дополнительные издержки, которые могут понести производители, наверняка будут переложены на потребителей.

Как пояснил Sostav.ru Максим Лазебник, исполнительный директор всеукраинской рекламной ассоциации, ситуация в целом ясна и понятна. По его мнению, новый кабинет министров страны хочет любыми доступными средствами наполнить государственный бюджет. Лазебник отмечает, что такое "сумасшедшее повышение налога на рекламу приведет к развитию различных серых схем и наращиванию нелегальных методов работы". Он напоминает, что на Украине уже существует налог на затраты, который равен 0,5%. Сейчас же правительство страны предлагает увеличить ставку налога на рекламу до 2,5-3% и ввести дополнительные повышающие коэффициенты: для рекламы на телевидении - 7, в печатной прессе - 5 и для наружной рекламы - 2. Соответственно, в случае принятия документа налог на ТВ-рекламу вырастет до 21%, а в прессе - до 15%. Как отмечают, эксперты рынка, при прогнозе роста ТВ-рынка на 10% такое увеличение налогов сведет "на нет" даже небольшую прибыль телеканалов.

Лазебник отвергает мысль о том, что причиной возможного принятия этих изменений может стоять индустриальная борьба между медиакомпаниями. По его мнению, принятие поправок ударит по всем. Конечно, еще не факт, что изменения будут приняты, замечает эксперт, так как у индустрии есть еще шанс достучаться до властей и привлечь внимание общественности. Принятие же этих поправок будет выгодно, прежде всего, неукраинским производителям контента и, в первую очередь, создателям контрафакта, отмечает он.

Как считает топ-менеджер крупного рекламного агентства Украины, также необходимо учитывать интегральную функцию рекламы - когда товары рекламируются, больший их объем продается, а сами продажи облагаются налогами, соответственно в бюджет поступают средства. Если же рекламу урезать, то появится большое количество низкокачественной продукции и контрафакта. А суммы, которыми оперирует местная реклама несравнимы со сборами, которые поступают от общего товарооборота в стране.

Столь резкое увеличение налогов в конечном счете ударит и по потребителям, отмечают участники рынка, так как рекламодатели постепенно будут повышать цены на свою продукцию, и потребителям придется платить больше.

Кроме того, Кабмин намерен расширить список подлежащих налогообложению видов рекламы. Помимо размещения и установки рекламы, налогом будет облагаться "опубликование любым способом информации об имени (наименовании) спонсора, товарного знака и услуг спонсора".

Как отметил Sostav.ru Максим Лазебник, если изменения будут приняты, то они могут вступить в силу, а значит "ударить по рекламному рынку" уже через месяц после принятия федерального бюджета на этот год, который в связи со сменой власти в стране еще не утвержден.

Шамиль Юсупов, Sostav.ru
Шамиль Юсупов, Sostav.ru